|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Там, за облаками…В прошлом столетии произошёл прорыв в воздухоплавании. Двадцатые-тридцатые годы в мировой истории отмечены неистовой любовью молодёжи к авиации. Юноши и девушки сразу обозначили приоритеты: быстрее, выше, дальше. Лётное поле превратилось в поле соревнований на смелость, выносливость и мастерство. Упорно и методично новоиспечённые пилоты вели борьбу вначале за метры, а затем и километры воздушного пространства. И, понятное дело, в такой гонке не обходилось без лётных происшествий, порой трагических. Во Франции, к примеру, в 1910 году погибли 9 пилотов из 30 разбившихся при падении воздухоплавательных аппаратов. И даже это не остановило людей, влюблённых в небо. Казалось, что они бросают вызов не столько конкурентам, сколько самой природе. Так, в 1908 году английская газета "Дейли Мейл" опубликовала объявление о том, что тот, кто перелетит на аэроплане через морской пролив Ла-Манш, разделяющий Англию и Францию, получит приз в 25000 франков. Скажем так, расстояние пролива в самом узком месте достигает 30 километров. Если смотреть с высоты сегодняшнего дня, то такое расстояние можно преодолеть за короткое время на моторной лодке. Осенью 2008 года швейцарец Ив Русси сумел перелететь через Ла-Манш при помощи самодельных крыльев на реактивной тяге всего за десять минут. Он развил скорость до 200 км/час. Однако в начале ХХ века так могли летать на аэроплане только единицы. Пилотов отпугивал риск полёта над водой, расстояние казалось неимоверно большим. Впрочем, "Дейли Мейл" заранее оговорила условия, при которых рекорд будет признан и пилот получит заслуженную награду. Правила были беспощадны. Судите сами: дата перелёта должна быть объявлена не менее чем за двое суток до старта, который будет дан не раньше восхода солнца. Финиш планировалось завершить на заходе небесного светила. Более того, ни одна часть аэроплана не должна касаться воды. Были и другие жёсткие условия этого воздушного пари. Что интересно, организаторы не несли никакой ответственности в случае поломки и полного разрушения летательного аппарата, а значит, и за ранение или гибель пилота. Как говорится, всё остальное за счёт клиента. На эти условия согласился так называемый "король воздуха", известный французский авиатор Губерт Латам, которому удали было не занимать. В начале своей карьеры он прославился как лихой автогонщик. Позже — как воздушный трюкач. В 1909 году он поднялся в небо ночью и, не держась за ручку управления, находился в воздухе более часа. Латам, обласканный славой, решил заполучить призовую сумму в 25000 франков. Долгое время погода не позволяла начать авиационное шоу, о котором благодаря газете узнали многие. Наконец 19 июля 1909 года над капризным проливом установилась ясная погода. С рассветом аэроплан "Антуанетт" совершил взлёт с французской территории курсом на Дувр. Всё шло хорошо, но за несколько километров до финиша на высоте семидесяти метров мотор заработал с перебоями, а затем вовсе заглох, пилот был вынужден сесть на воду. После приводнения машина ушла на дно пролива, а лётчика спасли военные моряки, наблюдавшие за перелётом. Латам заявил репортёрам, что через неделю добьётся своего и посадит аэроплан на противоположном берегу. Однако его опередил другой пилот — тоже француз, авиационный конструктор и профессиональный лётчик Луи Блерио. Он на аэроплане собственной конструкции, имея слабый 25-сильный мотор, 25 июля 1909 года за 33 минуты перелетел Ла-Манш и приземлился у Дуврского замка в Англии. Вся слава и приз достались ему одному, а правительство наградило пилота орденом Почётного легиона. Популярность позволила Луи открыть авиационную школу, где позже обучались лётному мастерству и российские авиаторы. Вскоре полёты через пролив стали делом обыденным. Но авиаторов больше интересовали полёты на дальние расстояния, и не только над водой, но и над сушей. О первых таких полётах редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала на своих страницах ранее. В полётах на дальность преуспели российские авиаторы. 14 марта 1914 года Пётр Нестеров, придумавший и применивший в воздухе "мёртвую петлю", совершил перелёт по маршруту Киев — Одесса. Русский лётчик расстояние в 400 километров преодолел за 3 часа 10 минут со средней скоростью 150 км/час. Так Пётр Нестеров, кстати, первым в истории авиации совершивший воздушный таран, установил рекорд продолжительности и дальности полёта. Этим пилот не ограничился, и уже 24 мая того же года он вместе с механиком Г. Нелидовым выполнил перелёт из Киева в Гатчину. Путь в 1250 км экипаж преодолел за 8 часов, совершив три промежуточных посадки: в Быхове, Витебске и Городке, что рядом с Невелем. Средняя скорость полёта превысила 150 км/час, что на тот период считалось рекордом. Заметим, что Нестеров никогда не рисковал чужими жизнями, он всё испытывал на себе. Не жалея ни времени, ни сил военный лётчик искал способы применения аэропланов как в военном деле, так и в гражданской жизни. 27 августа 1913 года бесстрашный лётчик впервые выполнил "мёртвую петлю", за что был награждён золотой медалью с формулировкой "За научно обоснованное решение проблемы управления аэропланом при вертикальных кренах и готовность жертвовать жизнью для науки". Накануне награждения — 13 декабря 1913 года — Пётр Нестеров провёл опытные ночные полёты с установленным на борту ацетиленовым прожектором и произвёл с его помощью взлёты и посадки. Прежде никому в мире не удавалось сделать такое. Массовые полётыВпрочем, проводились в России и массовые полёты. На глазах изумлённой публики в июле 1911 года по маршруту Петербург — Москва стартовали сразу несколько воздушных машин. Увы, но маршрут преодолел только пилот Александр Васильев, которого признали победителем, несмотря на то, что, находясь в воздухе 10 часов 52 минуты, мужественный лётчик совершил несколько посадок. Полёты других участников шоу закончились неудачно: одни при вынужденных посадках получили ушибы и переломы, другие вовсе погибли. Казалось, что трагедии поубавят пыл любителей острых ощущений, но всё получилось наоборот. Заработала конструкторская и изобретательская мысль, специалисты стали анализировать все трагические случаи, и это пошло на пользу авиации. Постепенно люди стали понимать, что за воздушными машинами будущее. Они мечтали не только о дальности, но и о высоте полёта, стремясь заглянуть за облака. Стало ясно главное — без надёжной техники мечту не осуществить. В 1913 году в России появился гидросамолёт М-5. Придуманный конструктором Д.П. Григоровичем, он имел высокие лётно-технические характеристики и хорошую мореходность. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 29 (393) от 18.08.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |