Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Северные авиационные маршруты

Продолжение. Начало в № 22

Чкалов, Беляков и Байдуков восстановили не только престиж отечественной авиации, но и доброе имя конструктора А.Н. Туполева и его детища — самолёта АНТ-25, который показал себя с лучшей стороны в сверхдальнем перелёте в исключительно сложных метеорологических условиях. Более того, РД не подвёл на заключительном промежутке маршрута.

Взлетев с деревянной взлётной полосы длиной 500 метров и шириной 50 метров, на строительство которой местные жители и присланные маршалом Блюхером военные потратили 12 тысяч кубометров древесины, экипаж Чкалова совершил перелёт по маршруту остров Удд — Хабаровск — Чита — Красноярск — Омск — Москва, преодолев за 48 часов 25 минут лётного времени 7670 километров. Всего же АНТ-25 пробыл в воздухе 104 часа 45 минут и преодолел более 17000 километров. Серьёзных претензий лётчики к РД не имели, они лишь предложили разработчикам усовершенствовать машину для полётов в северных районах. По прибытии в Москву рекордсмены доложили о своих пожеланиях. Вскоре недостатки были устранены, и северные маршруты стали доступными.

Значение этого перелёта для страны было невероятно велико. Руководство государства приравняло этот перелёт к действию двух полевых армий. Наши лётчики продемонстрировали всему миру мощь отечественной авиации. Милитаристская Япония, которая в то время метила наши территории на географических картах, всерьёз задумалась о своём отставании и в области авиации, что не могло не настораживать правительство наших восточных соседей. Конечно же, на фоне большого рекорда, установленного РД, оторванное при посадке колесо шасси было сущим пустяком. Это понимали все. 23 июля на остров Удд прилетел на гидросамолёте Ш-2 командир звена авиации пограничных войск Шестов, который лично доставил Чкалову правительственную телеграмму такого содержания: "Николаевск-на-Амуре. Экипажу самолёта АНТ-25 Чкалову, Байдукову, Белякову. Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полёта. Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, хладнокровием, настойчивостью, мастерством. Вышли на Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза с ходатайством о присвоении вам званий Героя Советского Союза и выдаче денежной премии: командиру самолёта Чкалову в размере тридцати тысяч рублей, лётчику Байдукову и штурману Белякову — по двадцати тысяч рублей. Крепко жмём ваши руки. Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Ворошилов, Жданов".

На следующий день вышло постановление о присвоении экипажу "Сталинского маршрута" званий Героев Советского Союза. В постановлении ВЦИК отмечалось: "За осуществление героического беспосадочного перелёта по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство…". Кому-то может показаться всё сказанное преувеличением, но это было именно так. Экипаж РД проявил выдержку, мужество, недюжинное лётное мастерство, преодолев в сложных метеорологических условиях маршрут, по которому никто и никогда не летал. И это является великим открытием и, без сомнения, подвигом на все времена. Впрочем, в тот же день Чкалов от имени экипажа послал ответную телеграмму: "Дорогой товарищ Сталин! Экипаж самолёта АНТ-25 благодарит Вас и правительство за высокую награду. Вылетая из Москвы, назвал маршрут Вашим именем "Сталинский маршрут". Экипаж бодрый и готов к дальнейшему полёту. Вылет Москву сообщим из Хабаровска. 24 июля, Николаевск-на-Амуре, Чкалов".

Заметим, что впервые в истории нашей страны вернувшийся после триумфального полёта в Москву экипаж на аэродроме встречал руководитель государства. Второй случай произошёл много лет спустя, когда Н.С. Хрущёв встречал в аэропорту первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. Подлетая к Москве в почётном сопровождении 12 истребителей, экипаж "Сталинского маршрута" стремился прибыть на Щёлковский аэродром к точно назначенному времени — 16 часам 50 минутам. Лётчики произвели посадку с точностью до секунды. Байдуков и Беляков выскочили из АНТ-25, чтобы на  стоянке самолёту облегчить рулёж. В этот момент у самолёта остановились несколько легковых машин с членами правительства. Чкалов, увидев их из кабины, прервал руление и, спрыгнув на землю, поспешил с докладом к встречающим.

Чкалову, Байдукову и Белякову были вручены ордена Ленина за номерами 3050, 3051 и 3052 соответственно и грамоты Героев Советского Союза. В 1939 году Александр Васильевич Беляков получил "Золотую Звезду" Героя Советского Союза № 9, а Георгий Филиппович Байдуков — № 10. "Золотая Звезда" № 11 осталась за погибшим в испытательном полёте Валерием Павловичем Чкаловым.

Перелёт чкаловского экипажа на остров Удд послужил толчком для продолжения штурма Арктики отечественными лётчиками. В одном из номеров газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" мы рассказывали о перелёте С.А. Леваневского, который летом 1936 года отправился в США для приёмки самолёта "Велти У-1-А" фирмы "Эйрплейн девелопмент". Преодолев путь в 19200 километров, экипаж, совершив несколько посадок, прибыл в Москву. Впрочем, первый перелёт из Москвы в Америку с промежуточными посадками был выполнен в 1929 году экипажем в составе командира Семёна Александровича Шестакова, второго пилота Филиппа Ефимовича Болотова, штурмана Бориса Васильевича Стерлигова и бортмеханика Дмитрия Виссарионовича Фуфаева. Храбрых лётчиков не остановили неудачи французов — братьев Арришер, пытавшихся преодолеть путь от Парижа до Красноярска. Их подстегивали к такому шагу намерения американских пилотов Ван Лир Блэка, Хагенсберга и Уайтхэда совершить перелёт из Америки в Европу через СССР. Советские лётчики были полны желания опередить американцев. И им это удалось на самолёте АНТ-4, названном экипажем "Страна Советов". Стартовали из Москвы 23 августа. В Хабаровске машину переоборудовали в гидросамолёт. В Сиэтле, после перелёта через океан, самолёт вновь поставили на колёса. 1 ноября экипаж Шестакова приземлился в Нью-Йорке. Во всех городах, где они производили посадку, их торжественно встречали, устраивали презентации, рассматривали советский тяжёлый самолёт. Однако судьба уготовила экипажу забвение после полёта Леваневского в Америку. О Семёне Александровиче Шестакове известно немного: он остался служить на Дальнем Востоке, командовал авиачастью. Летом 1943 года в жарком воздушном бою на Курской дуге погиб смертью храбрых. О других членах экипажа практически не известно ничего. 

10 октября 1936 года в США для перегонки закупленных там самолётов (двух "Дугласов" и одного "Сикорского-43") направили трёх пилотов: Леваневского, Побежимова и Чечина. Они должны были присмотреться к условиям на американском севере.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (393) от 18.08.2016 г.

Подготовил Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно