Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Военная закалка капитана

К великому сожалению, Вторая мировая война, развязанная гитлеровской Германией, не закончилась у стен Рейхстага весной 1945 года и капитуляцией армии вермахта, она продолжала бушевать на дальневосточных границах нашего отечества.

Солдаты и офицеры совершали подвиги невзирая ни на что, порой не жалея своих жизней, закрывали грудью вражеские огневые точки. Моряки, как всегда, стояли стеной на передовых позициях. Но были и другие герои — торгового флота, которые в трудную годину, как известно, становились военными. Без их поддержки по переброске десанта, доставке грузов, продовольствия и вооружения морякам-тихоокеанцам пришлось бы ещё труднее. И тут — как в поговорке: один за всех, все за одного. Однако мы вспомним одного героя той войны — Валентина Афанасьевича Бондаренко, выпускника ВВМУ (ныне — МГУ им. Г.И. Невельского), которому было суждено не читать книгу жизни, а быть непосредственным её героем.

Дни и ночи Сталинграда

Начались испытания характера в Сталинграде, где волжский паренёк в зимние холода обезвреживал в отряде самозащиты немецкие зажигательные бомбы. Подростки сильно голодали, но не сдавались, стойко несли вахту, фиксировали, куда самолёт сбросил "зажигалку". С рассветом садились за парты. Так было до жаркого июльского лета 1942 года, когда отца перевели работать в город Улан-Удэ. В 44-м году Валентин с отличием оканчивает школу и сразу уходит в армию. Новобранцев отправляют в Приморье, где всё дышит морем, флотом, но и приближающейся войной тоже. Идёт набор во Владивостокское высшее мореходное училище. Здесь готовили будущих судоводителей, которым предстояло участвовать в боях против Квантунской армии. Валентин учился на втором курсе, когда 6 августа 1945 года в составе экипажа парохода "Сталинград" курсант выполняет рейс на Сахалин в порт Маоку (Холмск) для высадки десанта. Под охраной сторожевых кораблей, рискуя напороться на мины, судно благополучно добралось до острова. После выгрузки спешно ушли обратно. За четыре опасных рейса было перевезено четыре тысячи пленных и триста лошадей. Особо трудно приходилось при погрузке животных. Обычно эта работа производилась на рейде и требовала точного расчёта, когда мягкие стропы с качающейся на волнах баржи подхватывали лошадь и судовыми стрелами доставляли её на палубу парохода. На переходе в порт Ванино экипаж был вынужден помимо морских и боевых задач ухаживать за животными. Валентин за те рискованные рейсы получил свою первую награду — медаль "За победу над Японией".

Мирная жизнь

Шло время, война осталась позади. Валентин продолжил обучение в "мореходке", уже имея за плечами практический опыт мореплавания. Это, вероятно, и помогло окончить училище с "красным" дипломом. Предлагали дальнейшее обучение в аспирантуре, но душа уже не могла жить без морских просторов. Судоводительскую карьеру начал Бондаренко на борту парусного учебного судна "Полюс", экипажем которого управлял в ту пору опытный моряк Александр Петрович Тычков. Позже его сменил на этом посту Владимир Фёдорович Ивашин. Это был настоящий морской волк. Под его чутким руководством вырос Валентин Афанасьевич до старпома. Работа на "Полюсе" была интересной, мореходы ходили в разные районы Мирового океана. Курсантов интересовало всё, что их окружало и с чем они сталкивались в рейсе. В их числе были тогда Юрий Михайлович Вольмер и Павел Константинович Черныш, в разные годы возглавлявшие Приморское морское пароходство. К слову, на "Полюсе" проходил практику будущий шахматный мастер Александр Зайцев, а тогда курсант ДВПИ, который сегодня является Инженерной школой ДВФУ, входящей в дружную семью Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

В 1949 году Валентин Афанасьевич создаёт семью. Его женой стала выпускница Педагогического института Антонина Романова. Двое сыновей — последствие крепкого брака молодых. В 1960 году В. Бондаренко производят в капитаны научного судна. Отправляясь в рейс, капитан взял на борт 16 научных сотрудников, загрузил новейшее оборудование для изучения океанических глубин. В экипаже — 64 человека. Вот тут пришлось поработать, как говорится, в поте лица своего, рейс был долгим и трудным.

Танкерный флот

Судьба часто испытывает человека на прочность, особенно когда кажется, что в жизни всё идёт ровно. Капитан В. Бондаренко, уже имеющий опыт морских рейсов, после удачного дебюта на "научнике" вдруг получает направление на танкерный флот. Приткнутая у причала крохотная "Нерча" убавила моряку оптимизма. Но возражений не было, флотские традиции надо уважать, хоть судно и мелковато, но всё же какой-никой танкер. Однако именно это судно на долгие годы связало капитана с танкерным флотом. Рейсы были разные, порой сутками приходилось стоять на капитанском мостике в длительных арктических экспедициях. Позже довелось побывать и в тропиках. В 1963 году Валентин Афанасьевич на танкере "Вилюйск" с группой учёных побывали в районе испытаний американцами водородной бомбы. На всю жизнь запомнилось смертоносное зарево над морем.

Особо трудно приходилось в охотоморских экспедициях, где выматывали жестокие шторма. Работая на "Молодечно", экипаж В. Бондаренко установил рекорд, забуксировав в течение одного месяца 101 рыбацкое судно. В 1970 году Валентин Афанасьевич, уже опытный капитан, участвует в приёмке в порту Гдыня танкера "Находка". Новое судно, новые трудовые достижения и заслуженные награды: орден Трудового Красного Знамени, знак "За безаварийную работу". Десять лет работы на "Находке" вместили в себя перевозку нефтепродуктов, зерна, кокосового и пальмового масла, патоки и многого другого. И всегда грузы доставлялись в целости и сохранности.

Уйдя на берег в конце 90-х, В. Бондаренко продолжал работать в ПМП, а когда пришла пора заслуженного отдыха, оказалось, что оставил коллегам добрые воспоминания о себе, но главное, что сумел передать опыт капитанам Н.И. Сокольникову, В.Ф. Малахову, А.К. Ачкаслову, А.Н. Назаруку, С.В. Алдашину и многим другим.

Пожалуй, важен в его долгой морской биографии и другой факт: он, как и его товарищи по "мореходке", тоже неумолимо приближал окончание Второй мировой войны, когда маневрировал в опасных районах, где в любую минуту можно было напороться на плавающую вражескую мину или получить пробоину вражеским снарядом. Но он сумел выстоять, стал капитаном дальнего плавания и гордостью своего города и края.

«Прогресс Приморья», № 31 (395) от 01.09.2016 г.

Подготовил Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно