|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Марсиане гостей из США пока не ждутОкончание. Начало в № 32 Время бежит неумолимо. Казалось бы, совсем недавно газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России обратилась к теме покорения космического пространства ведущей (вероятно, пока ещё) мировой державой — Соединёнными Штатами Америки, как в выборной компании президента этой страны произошёл удивительный политический "кульбит". Была использована информация о состоянии здоровья одного из претендентов в борьбе за президентское кресло. В междусобойчике Дональд Трамп — Хилари Клинтон "ручеёк иссяк", и слабый пол в этом некрепком звене оказался на время за бортом гонки. Как сказали бы у нас, Клинтон ушла на бюллетень по причине обострения пневмонии. И вот тут-то электорат призадумался, налогоплательщики, узнав такую новость, стали чесать затылки, понимая, что поторопились отдать свои голоса за больную женщину. На медицинскую удочку клюнул и мужчина, он тут же выложил везде, где можно, свои анализы с заключением комиссии, мол, со всех сторон здоров. После этого впору было слечь в постель с головной болью всему американскому выборному электорату. И вполне объяснимо, что миллионер, возможно, просто купил справку о своём здравии. Поэтому ход с "бюллетенем" и без оного, мягко говоря, не лезет ни в какие ворота. Спрашивается, зачем Штатам немощный президент? Если он будет всё время "бюллетенить", то придётся свернуть не только социальные программы, но и космическую. Тогда точно лунная часть программы сойдёт на нет, да и запуск ракетоносителей, особенно частными компаниями, потерпит фиаско. Это можно принять за шутку, но что тут поделаешь, если на высшем государственном уровне (президентском) претенденты разыгрывают клоунаду. Благо Россия прошла тот период, когда выборы в Госдуму превращались в "цирк на палочке". Научились, между прочим, у американцев, насмотревшись глуповатых политических фильмов и сериалов о не вполне адекватных кандидатах, стремящихся любой ценой попасть во власть. Дурной пример заразителен. Поняли у нас это вовремя. И последние выборы, 18 сентября прошедшие в России, подтвердили это. Главное, что удалось избежать зубодробительной критики одних партий другими, как порой кандидаты в депутаты разных уровней делали прежде. Здесь вполне можно говорить о возросшей политической культуре выборных дебатов. Неудивительно, что подобное явление привело к нужному результату: у штурвала снова встала ведущая партия, которая, по крайней мере, не просто говорит, а делает, и главное — обеспечивает стабильность в условиях сильного западного давления в виде санкций и различного рода провокаций. Если санкции — больно бьющий бумеранг, то ВАДу, к сожалению, пока трудно противостоять. И вовсе не потому, что невозможно без употребления допинга завоёвывать олимпийские вершины. Печально другое — был нанесён удар по нашим паралимпийцам, которых не допустили в Бразилию для участия в соревнованиях без объяснения причин. Это тогда, когда госпожа Клинтон пьёт антибиотики от пневмонии, прописанные врачом, а американские чернокожие олимпийцы вообще получают "добро" на употребление допинга и выигрывают всё, что можно. И снова кивают на Россию, мол, наши хакеры взломали базу данных ВАДа. Наши предки в таких случаях говаривали: "Ох, отольются вам наши слёзы…" Дальше можно не продолжать. Напрашивается лишь один вывод: вероятно, этому злу суждено было случиться. Хотя бы для того, чтобы выработать на будущее некий "антиаллерген", который, без сомнения, поможет не только нашим спортсменам, но и многим другим, участвующим в международном олимпийском движении. Раздаются справедливые возмущённые голоса: почему решения по любому вопросу в спорте принимают несколько человек, а не группа специалистов тех стран, которые входят в олимпийскую семью? Почему правозащитные организации находятся в США? Родоначальницей олимпиад является Древняя Греция. Сегодня эта страна, пусть и не "древняя", но существует. Её искусственно сделали нищей, загнали в долги, заставили выполнять роль попрошайки, всячески понуждая забыть о своём олимпийском историческом пути. Почему бы Олимпийский комитет не перевести именно в Грецию? Или, на худой конец, во Францию — здесь жил Пьер де Кубертен, возродивший современные Олимпийские игры, помыслы его были чисты и аполитичны. Впрочем, в России тоже жил и работал подвижник, ратовавший за олимпийские соревнования без всякой политической подоплёки. Им был Лесгафт, именем которого названа Академия физической культуры и спорта. Вовсе не случайно раздаются голоса, предлагающие сместить приоритеты в сторону европейского континента, даже несмотря на то что Евросоюз рассыпается, словно карточный домик. Принцип "один с сошкой, семеро с ложкой", увы, не сработал. Британия, похоже, скоро помашет на прощание рукой. Нерушимое европейское братство получило пробоину. Думается, многие за океаном задумались над тем, что, разорвав в своё время Советский Союз на части, они подложили под устои известного нам государства мину замедленного действия. Страна, на территории которой несколько столетий назад произошла Гражданская война, а в новом веке случилась атака на небоскрёбы самолётами-террористами, получает ответный пас. Похоже, в Вашингтоне уже не раз пожалели о том, что принесли в Россию "демократию" и "свободу слова". По существу эта самая свобода привела к тому, что всё тайное, творящееся в этой стране, стало явным. Чихнула госпожа Клинтон, а мир уже знает об этом. Ладно бы только Америка, но знает-то весь мир. Вот каких просторов достигла свобода слова. И это при том, что не всё и не всем в Штатах разрешено говорить. Ну а космос — он останется космосом всегда, независимо от политических пристрастий. И то, что первый космонавт, полетевший в космос, — наш Юрий Гагарин — никуда и ни от кого не спрячешь. Это исторический факт, который зафиксирован самими американцами. И то, что наши моторы для космических аппаратов не имеют аналогов, тоже доказано временем, которое упустить легко, а вот наверстать просто невозможно. И в Год кино было бы вполне логично посмотреть игровой фильм "Гагарин. Первый космонавт". Как сказано в аннотации, "фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю.А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США. В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…". В итоге благодаря творческой мысли наших инженеров, конструкторов, врачей, военных, людей других профессий удалось не только запустить человека в космос, но и вернуть его на землю. Как говорится, такая вот история с географией. И вовсе не случайно российские телезрители посмотрели фильм о первом космонавте планеты именно в день выборов, 18 сентября. Это наше достояние, оно останется нашим и сегодня, и завтра, и послезавтра. Но лишь в том случае, если память россиян будет сильна и не оскудеет. Если такие яркие события заставят чаще биться сердце, поднимут истинную волну молодого патриотизма, здорового энтузиазма, какой пережила страна в далёком 1925 году, когда впервые состоялся небывалый перелёт отечественных авиаторов по маршруту Москва — Монголия — Пекин. Первый Евразийский перелётВ ряде номеров газеты "ПП", печатного издания Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, мы рассказывали о северных полётах прославленного лётчика Валерия Чкалова. Событие, о котором мы расскажем ниже, произошло много раньше. 13 июля 1925 года успешно завершился первый перелет наших авиаторов и самолетов через почти всю территорию Евразии — от Москвы до Пекина. Конечно, в наши дни перелетом из столицы России в столицу Китая никого не удивить, ежедневно по такому маршруту выполняется более 30 авиарейсов. Однако 91 год назад это была крайне сложная и неисследованная воздушная трасса для авиации того времени. Впервые планы воздушного перелета через всю Россию с запада на восток рассматривались еще весной 1914 года. Тогда основой для прокладки маршрута Москва — Владивосток предполагалась Транссибирская магистраль. Но с началом Первой мировой войны мечты о таком небывалом трансконтинентальном перелете пришлось оставить. Вернулись к подобным планам лишь в 1923 году, когда Совет по гражданской авиации СССР постановил приступить к разработке проекта перелета по маршруту Петроград — Москва — Владивосток. В том году рожденный революцией Советский Союз еще не имел дипломатических отношений с окружающими странами. Но пока разрабатывался трансконтинентальный воздушный маршрут, такие отношения появились. И в советском правительстве решили использовать небывалый перелет в том числе и для внешней пропаганды успехов нашей страны в авиации. Поэтому первый в истории трансконтинентальный авиаперелет решено было провести из Москвы в Пекин, с которым как раз в 1924 году установили дипломатические отношения, ранее прерванные революциями и Гражданской войной. В состав комиссии для организации рекордного события вошли не только руководители отечественной авиации, но и представители Народного комиссариата иностранных дел. В апреле 1925 года комиссия утвердила официальные задачи перелета Москва — Пекин: "Установление культурно-экономических связей с восточными окраинами, проверка воздушного пути на Восток, тренировка личного состава гражданской авиации и проверка достижений авиапромышленности". Первоначально для перелета были отобраны три самолета только что созданных в СССР типов — два Р-1 и один Р-2. Изначально это были разведывательные самолеты и легкие бомбардировщики для Красной армии, поэтому их перекрасили из защитного в серебристый цвет. Но, по свидетельству очевидцев, кое-где из-под свежей "гражданской" окраски все-таки проступали нанесенные ранее красные звезды. В ходе подготовки трансконтинентального перелета весной 1925 года в состав участников решили добавить и первые пассажирские самолеты, использовавшиеся тогда в нашей стране на только что созданных маршрутах пассажирской авиации, — два самолета "Юнкерс" и первый отечественный пассажирский четырехместный самолет АК-1 конструкции инженеров Александрова и Калинина. Таким образом, общее количество участников перелета Москва — Пекин составило шесть машин, которые пилотировали талантливые и опытные летчики: М.М. Громов, М.А. Волковойнов, А.И. Екатов, Н.И. Найденов, И.К. Поляков и А.И. Томашевский. Руководителем "летной части" этой трансконтинентальной "воздушной экспедиции" был назначен Михаил Александрович Волковойнов, георгиевский кавалер, получивший награды за победы в воздушных боях Первой мировой войны. Этому назначению не помешало даже то, что во время Гражданской войны он служил в авиации Белой армии и лишь в 1920 году перешел на сторону красных, чтобы воевать с польскими интервентами. Всего же в кабинах шести аэропланов "воздушной экспедиции" Москва — Пекин разместились 20 человек: летчики, штурманы и пассажиры, которыми стали журналисты советских газет и кинооператоры. Никогда ранее число участников подобных воздушных экспедиций не превышало десяти человек, то есть это был и первый в истории человечества массовый авиаперелет на такое расстояние. Также впервые среди участников трансконтинентального перелета была женщина — корреспондент газеты "Известия" Зинаида Владимировна Рихтер. 91 год назад самолеты могли пролететь маршрут Москва — Пекин только с многочисленными промежуточными посадками для дозаправки и профилактики авиамоторов. Поэтому на всем маршруте от Москвы вплоть до границы с Монголией для "воздушной экспедиции" было подготовлено 19 аэродромов. Далее предполагались уже неподготовленные посадки в степях Монголии и Северного Китая. Вылет шести самолетов "воздушной экспедиции" состоялся в 8 часов утра 10 июня 1925 года с Ходынского аэродрома в Москве. Летели по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань — Сарапул — Красноуфимск — Курган — Омск — Каинск (ныне Куйбышев Новосибирской области) — Ново-Николаевск (ныне Новосибирск) — Мариинск (ныне город в Кемеровской области) — Красноярск — Нижнеудинск — Иркутск — Верхнеудинск (ныне столица Бурятии город Улан-Удэ). Во всех этих городах, расположенных на расстоянии от 280 до 600 км, были промежуточные посадки. Поэтому перелет от Москвы до Бурятии занял три недели — учтем, что в то время самолеты могли летать только в хорошую погоду. 5 июля 1925 года все шесть самолетов "воздушной экспедиции" благополучно достигли столицы Монголии Урги (ныне этот город называется Улан-Батор). Здесь наших летчиков торжественно встречали все руководители монгольского государства. Большинство монголов тогда жили еще вполне средневековым кочевым хозяйством, и массовый по тем временам прилет авиации открывал для них новый XX век. Всего на территории Монголии было три промежуточные посадки, а 9 июля "воздушная экспедиция" приземлилась в Китае на маленьком аэродроме Миао-Тань. По сути, это была лишь земляная площадка между возделанными полями. И самолет "Юнкерс" летчика Полякова при посадке въехал на одно из них, сломав шасси. Двумя днями ранее вынужденную посадку в степях Монголии совершил самолет АК-1 летчика Томашевского. Трое суток на маленьком аэродроме недалеко от современного китайского города Чжанцзякоу наши авиаторы проверяли свои самолеты и ждали разрешения правительства Китая на вылет в Пекин. Лишь 13 июля 1925 года, спустя 33 дня после старта из Москвы, четверка одолевших весь маршрут самолетов приземлилась в Пекине. В поле на окраине китайской столицы их встречали огромные толпы народа, многие из которых видели самолеты впервые в жизни. На встрече присутствовали многочисленные иностранные корреспонденты и высшие представители правительства Китая, ведь в то время такой небывалый перелет казался чем-то из области фантастики. Наши самолеты преодолели 6553 км, проведя в воздухе в общей сложности 59 часов 51 минуту. Бипланы отечественного производства Р-1 и Р-2 и их моторы, выпущенные в Москве и Ленинграде, прошли этот путь без поломок и проблем. Для того времени перелет из Москвы в Пекин, завершившийся 13 июля 1925 года, стал небывалой технической победой, имевшей большое значение. Вероятно, тогда впервые заговорили о мощи отечественных моторов, которые в дальнейшем, благодаря новым разработкам и практическому применению, позволили летать отечественным лётчикам дальше, выше, быстрее всех остальных. Оказывается, поиски новых киносюжетов совсем рядом — в нашей богатой истории. «Прогресс Приморья», № 34 (398) от 22.09.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |