Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Разработка «винтокрыла»

Окончание. Начало в № 32

Конвертоплан "Сокол"

В 1930-е годы прошлого века, когда авиационные рекорды стали нормой жизни, в МАИ и ВВИА имени Н.Е. Жуковского велись интенсивные исследования летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки под руководством академика Б.Н. Юрьева.

Коллективный подход стал приносить свои плоды. В 1936 году студент МАИ Ф.П. Курочкин защитил под руководством Б.Н. Юрьева дипломный проект двухвинтового истребителя "Сокол" вертикального взлёта и посадки с поворотным крылом (конвертоплана). В средней части фюзеляжа за кабиной располагался двигатель "Испано-Сюиза" 12JBRS мощностью 860 лошадиных сил. В носовой части фюзеляжа находился радиатор системы охлаждения двигателя с вентилятором для обдува радиатора в режиме зависания в воздухе. Мощность двигателя посредством трансмиссии передавалась на подъёмно-маршевые четырёхлопостные винты диаметром 4 миллиметра, которые располагались на поворотных законцовках консолей крыла. Вместо хвостового стабилизатора истребитель имел воздушный винт диаметром 2 миллиметра, который вращался в горизонтальной плоскости. Наличие трансмиссии двухскоростного центрального редуктора обеспечивало максимальный коэффициент полезного действия воздушных винтов как в режиме висения, так и в режиме горизонтального полёта. Шасси самолёта было четырёхстоечным. Основная, колёсная, стойка убиралась в фюзеляж, хвостовой костыль также убирался в полёте. На стоянке боковыми опорами являлись хвостовые части обтекателей поворотных редукторов подъёмно-маршевых винтов, снабжённые амортизаторами. "Сокол" имел взлётный вес 1850 килограммов, размах крыла 5,8 метра.

По ряду причин проект конвертоплана "Сокол" не реализовался, но после войны, в 1945-1947 годах, в ВВИА имени Н.Е. Жуковского инженерам Ф.П. Курочкину и В.Н. Тирону под руководством академика Б.Н. Юрьева удалось выполнить ряд проектов одноместных истребителей КИТ-1 и КИТ-2, которые должны были совершать взлёт при вертикальном положении фюзеляжа (с хвоста) и использовать воздушные винты для создания вертикальной тяги. Однако проекты не были реализованы по причинам необычности технических решений и, в большей мере, связанного с этим большого технического риска.

Характеристики "Сокола": экипаж — 1 человек, силовая установка 1Х "Испано-Сюиза" 12 JBRS мощностью 860 лошадиных сил, размах крыла — 5,8 метра, площадь — 9,28 м2, отметаемая винтами площадь — 25,12 м2, длина — 7,53 м, высота — 2,67 м, взлётный вес — 1850 кг.

«Прогресс Приморья», № 34 (398) от 22.09.2016 г.

Подготовил Степан Марков

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно