Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Азиатско-тихоокеанский авиационный маршрут

В последние годы позиции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе усилились значительно. Такое положение дел вполне объяснимо, и вот почему. Именно Россия стала первой страной, которая открыто осудила атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки американскими ВВС осенью 1945 года, когда Советская армия вела с Японией наземную войну на Дальнем Востоке. Более того, в российском календаре дат и событий 6 и 9 августа прописаны как трагические события, случившиеся в Хиросиме и Нагасаки.

Помнится, будучи советским пионером автору этих строк довелось участвовать в акциях сочувствия и сострадания японским детям, которые родились после тех атомных ударов и страдали от лучевой болезни. Помню, всю ночь под руководством пионервожатых мы из бумаги мастерили белых журавликов, которые были пущены в небо днём в память о тех варварских налётах. Заметим, это были не обычные авианалёты, от которых можно укрыться в бомбоубежище, а атомные бомбардировки, которые после себя не оставляют ничего живого.

Как-то, перелистывая старые альбомы, наткнулся на фото 60-х годов прошлого века, где изображена группа пионеров, держащих этих самых бумажных журавликов, и сразу на ум пришли другие события, связанные опять же с Японией, — с мирным перелётом наших авиаторов в Страну восходящего солнца. И именно в многострадальную Хиросиму. Увы, но эту историю знают немногие, потому что произошла она в далёком 1925 году. Прошло 90 лет с той поры, когда русские лётчики совершили рекордный перелёт Москва — Монголия — Пекин. О нём коротко редакция газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш России "ПП" рассказывала в одном из своих номеров. Но перелёт не закончился в Китае, он продолжился, и конечной его точкой стала Япония.

Курс на Токио

С прилетом Томашевского в Китай цель экспедиции считалась полностью достигнутой. Был преодолен маршрут из Москвы до Пекина общей протяженностью 6566 км. Организация перелета заслуживает самой высокой оценки: машины и двигатели проявили надежность, снабжение топливом и запчастями ни разу не дало сбоя.

Первые дни пребывания в Пекине сопровождались участием в различных мероприятиях: встречах, банкетах и заседаниях, осмотре городских достопримечательностей. Все это делалось под знаком укрепления советско-китайской дружбы, при деятельном участии полномочного представителя советского правительства Карахана.

Учитывая выдающиеся итоги перелета, добросердечные встречи на маршруте, а также неплохое состояние матчасти и энтузиазм участников, было решено экспедицию продолжить. Часть экипажей предлагалось направить по маршруту Пекин — Ханькоу — Кантон — Шанхай протяженностью 3500 км, а на двух самолетах Р-1осуществить перелет Мукден — Сеул — Фузан — остров Цусима — Осака — Токио.

Интересно и довольно странно, что о первой "китайской" ветви продолжения перелета не сохранилось никаких упоминаний ни в советской прессе, ни даже в документах российских архивов. До сих пор остается загадкой, состоялся ли этот полет или по какой-то причине от него пришлось отказаться. Известно только, что все авиаторы и самолеты, которые должны были в нем участвовать, впоследствии благополучно вернулись домой.

Можно предположить, что перелет в Южный Китай все же был отменен из-за вспыхнувших в этом районе в июле 1925 года военных действий между армией будущего китайского диктатора Чан Кайши и отрядами местного военного лидера У Пэйфу. В такой обстановке воздушная экспедиция становилась слишком рискованной.

Второе предложение исходило из Токио и было связано с перелетом двух японских летчиков на двух "Бреге-19А". Этот перелет из Токио в Москву организовали издательства двух крупнейших японских газет "Токио-Асахи" и "Осака-Асахи". Летчики Кавауча (Кавауч) и Абэ (Абе) и механики Катагоря и Синохоро стартовали 25 июля из Токио, с посадками в Чите, Иркутске, Красноярске, Ачинске, Ново-Николаевске (Новосибирске), Кургане и Казани, а в 8 часов вечера 23 августа прибыли в Москву.

Продолжение перелета до Токио доверили летчикам Громову и Волковойнову, однако с началом старта вышла заминка. Установленные на Р-1 двигатели М-5 наработали уже почти по 70 часов, поэтому их следовало заменить. Связано такое решение было не только с выработкой ресурса, но и с приличным расстоянием до японской столицы — 2679 км — и отсутствием достаточного количества запасных аэродромов.

Новые двигатели прибыли в августе, после их установки и опробования два Р-1 30 августа стартовали в Японию.

Самым сложным и опасным этапом полета являлось пересечение Японского моря шириной 240 км. Самолеты не имели средств спасения на случай вынужденной посадки на воду, к тому же в этом районе водилось много акул, из-за чего при аварии шансы летчиков уцелеть были невелики. Кроме того, японское правительство не разрешило пролет над Цусимскими островами, считавшимися закрытой военной зоной.

После старта практически сразу выяснилось, что моторное масло, залитое в Пекине, имело повышенную кислотность и быстро окислило электроды свечей. После первой же промежуточной посадки в Мукдене пришлось собирать по всем аптекам города касторовое масло. Набрали 150 флаконов, которых хватило для заправки маслобаков обоих самолетов. На следующий день, 31 августа, оба самолета вылетели из Мукдена. В течение дня они пересекли Корею с промежуточными посадками на аэродромах Хей-Жо и Тай-Ку-Пу. Последняя посадка перед морским участком была совершена в тот же день под вечер на маленьком аэродроме Тайкю в Южной Корее.

1 сентября самолеты взлетели и взяли курс на Японию. Полет проходил в условиях густой облачности и тропических ливней. Громов успешно преодолел эти испытания и спустя три часа полета благополучно приземлился в городе Хиросиме. 2 сентября в условиях отличной погоды он вновь стартовал, сделал промежуточную посадку для заправки топливом на аэродроме Окаяма и, пролетев за день 720 км, приземлился в Токио.

Для Волковойнова окончание полета было менее успешным, причем не по его вине. Уже у берегов Японии облачность усилилась, оба самолета снизились до высоты 200-300 м, а затем в условиях плохой видимости потеряли друг друга. Громову удалось прорваться сквозь непогоду и продолжить полет. Волковойнов же дошел до прибрежного города Симоносеки, после чего оказался буквально заперт в ограниченном воздушном пространстве. Впереди маячили горы, сзади, над морем, стоял густой туман. Некоторое время он в раздумье кружил в воздухе, затем наконец заметил маленький островок у городской гавани, на котором благополучно приземлился.

На его решение немедленно взлететь, как только погода улучшится, местные власти ответили, что должны получить разрешение из Токио. На следующий день поступило предложение самолет разобрать, доставить на ближайший аэродром, после чего продолжить полет.

Однако Волковойнов заподозрил в этом предложении восточную хитрость с целью задержки перелета. Известно было, что японские летчики долетели из Токио до Пекина за шесть дней. А результат Громова, уже прибывшего в Токио, составил четыре дня. Поэтому Волковойнов, дабы не увеличивать общее полетное время, решил перелет прекратить и отправился в японскую столицу на поезде.

Прием в Токио был очень торжественным. Визит русских авиаторов рассматривался как факт большого международного значения. Искренне говорили о советско-японском сближении, об открытии воздушного пути в Японию через Сибирь. Строили планы дальнейших перелетов и даже создания регулярной воздушной линии. Но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Отношения между двумя странами вскоре ухудшились, что в конечном итоге обернулось вооруженным противостоянием. Впрочем, это уже совсем другая тема...

Первый дальний перелет советских летчиков завершился. Через восемь дней пребывания в Токио воздушная делегация отправилась домой.

А на основе документальных съемок кинооператоров — участников экспедиции в тот же год был сделан фильм "Великий перелет", который с успехом прошел на экранах советских кинотеатров. И до сих пор эта уникальная лента хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

«Прогресс Приморья», № 38 (402) от 20.10.2016 г.

По материалам очерка Михаила Маслова «Москва — Пекин — Токио. Первый великий перелёт авиации»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно