|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
320 лет российскому регулярному флотуПродолжение. Начало в № 40 В средине ХIХ века произошёл значительный прогресс в кораблестроении. Изобретение паровой машины в 1807 году позволило создать новые типы судов, называемые пароходами. Первый пароход "Елизавета" был построен в 1815 году Бергом, владельцем петербургских механических заводов. Корпус новой конструкции судна представлял собой деревянную баржу длиной 18 метров, шириной 4,6 метра, осадка составляла 0,6 метра. В корпусе установили паровой котёл и вертикальную паровую машину, приводящую в движение бортовые колёса с деревянными лопастями. Этот пароход первым в России работал на регулярной пассажирской линии Петербург — Кронштадт. В то же время на железоделательном заводе, расположенном на Каме, были построены и спущены на воду сразу два буксирных парохода. В 1841 году построен ещё один пароход. Однако интенсивное развитие парового судоходства началось в России позднее, в 1843 году, когда было основано "Пароходное общество "По Волге", заключившее за границей контракты на строительство более мощных судов. Его основали петербургский и калязинский купцы М.П. Кириллов, Д.М. Полежаев и англичанин Д.И. Келли. Устав "Пароходного общества "По Волге" утвердили 7 сентября 1843 года указом императора Николая I. Отечественное пароходное общество инициирует внедрение передовых методов судоходства на Волге. И результаты не заставили себя долго ждать: 15 мая 1846 года отправился в плавание первый буксирный пароход "Волга", заказанный и построенный в Голландии на российские деньги. В навигацию пароход совершил три успешных рейса от Самары до Рыбинска. За отличную работу экипаж парохода удостоился похвального отзыва графа Клейна, главноуправляющего путями сообщения. Если вернуться к началу ХIХ века, то можно смело утверждать, что на этот период приходится пик достижений российского парусного флота. Тогда отечественными мореплавателями была совершена первая кругосветная экспедиция. 26 июля 1803 года из Кронштадта вышли два шлюпа — "Надежда" и "Нева" — под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Шлюпы вместе обогнули Южную Америку и дошли до Гавайских островов. Дальше каждое судно пошло своим путём. Перед экипажем "Надежды", которым командовал Крузенштерн, была поставлена задача доставить грузы в Петропавловскую гавань и только после этого доставить миссию Н. Резанова в Японию. Кроме того, ему предписывалось исследовать остров Сахалин. "Неве" под командованием Ю.Ф. Лисянского предстояло идти с грузами в Южную Америку. После выполнения задач оба корабля должны были загрузиться пушниной и отправиться с нею и грузом в кантон, затем, пройдя Индийский океан и обогнув Африку, возвратиться в Кронштадт. Преодолев немало трудностей и приключений в пути, экипажи справились с поставленными задачами. Была, правда, одна неточность — Крузенштерн пометил на карте Сахалин полуостровом. Спустя 46 лет другой морской офицер Геннадий Иванович Невельской, после тщательных исследований, внёс уточнения: Сахалин остров, а Амур — река судоходная. Между тем наши экспедиции, буквально избороздившие Тихий океан, вносили на карту всё новые исправления. Неслучайно и даже символично, что в 1815 году первый "Атлас Южного моря" (Тихого океана) составил участник первой кругосветки Иван Крузенштерн. Величайшие открытия века были сделаны экипажами кораблей "Мирный" и "Восток" под командованием Беллинсгаузена и Лазарева. Они открыли часть света — Антарктиду. Заметим, что в 1881 году в Восточно-Сибирском море погибла парусно-паровая шхуна "Жанетта", на которой американская экспедиция под руководством Джорджа Де-Лонга пыталась достичь Северного полюса. Российские путешественники открыли в антарктических водах острова Петра Первого и Землю Александра I. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 41 (405) от 10.11.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |