Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Наше общее небо

Окончание. Начало в № 1

Где предел человеческого устремления ввысь и существует ли он вообще?..

Вот я и думаю: когда человек, воздев руки, просит помощи свыше, он смотрит в небо. Там, по его представлению, находится Создатель всего земного. И только Он способен рассудить добро и зло. Думаю, таким образом человек подсознательно заявляет о своей причастности к Вселенной и в своих устремлениях в небо пока робко пытается найти там своё место. Иначе чем объяснить почти физическую жажду неба тех, кто посвятил себя лётной работе и уход с неё воспринимает как личную трагедию?

А что говорят о небе учёные? Очень занимательные вещи говорят. На научном языке небом называется воображаемая вспомогательная небесная сфера, купол произвольного радиуса, на который проецируются небесные светила. Это понятие применяется в астрономии для изучения взаимного расположения и движения космических объектов на основе определения их координат на небесной сфере. Однако до космоса нам пока далековато, поэтому предлагаю чётко уяснить, что собой представляет более приземлённый (буквально — приземный) слой воздушной оболочки Земли, называемый атмосферой. Прежде всего, этот слой до высоты 100 км по своему составу практически не меняется. Неплохо бы запомнить, что в воздухе содержится (по объёму) 78 % азота, 21 % кислорода и около 1 % других газов и примесей.

По характеру распределения температуры с поднятием на высоту пытливые люди давно уже разделили атмосферу на четыре основные сферы: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу — и три переходных слоя между ними: тропопаузу, стратопаузу и мезопаузу. Легко догадаться, что нас, как лётчиков, практически наиболее полно будет интересовать приземный слой атмосферы, высотой до 20 км.

Самый рабочий для авиации слой атмосферы — тропосфера — занимает высоту 7-10 км у полюсов и до 16-18 км в экваториальных районах. Это как раз тот слой, в котором развиваются все явления погоды, так или иначе влияющие на безопасность полётов. В тропосфере происходит образование облаков, возникновение туманов, гроз, метелей, наблюдается обледенение и другие опасные явления погоды. Любопытно, что температура в этом слое падает с высотой в среднем на 6,5° через километр. Далее идёт переходный слой — тропопауза, отделяющая тропосферу от стратосферы. Толщина этого слоя непостоянна — от нескольких сотен метров до нескольких километров. И последний слой атмосферы, где на сегодняшний день осуществляется практическая деятельность авиации, — стратосфера. Этот слой расположен выше тропопаузы и заканчивается на высоте около 35 км. Полёт в стратосфере из-за отсутствия сильного вертикального движения воздуха по сравнению с тропосферой, как правило, спокоен. Интересно, правда? Но это только начало.

Небо бывает разным. Приятное глазу, яркое голубое небо сближает людей и сокращает расстояния. Хмурое, свинцовое небо, похожее на ультрамарин с преобладанием чёрного, вопреки известному "у природы нет плохой погоды" подавляет и вызывает беспокойство. Такое небо частенько навсегда забирает к себе своих посетителей. Поэтому, когда вы смотрите в небо, помните, что в наше время там сейчас постоянно находится более двенадцати тысяч самолётов одновременно. Не забывайте им пожелать счастливого полёта и удачного приземления.

«Прогресс Приморья», № 03 (415) от 26.01.2017 г.

Анатолий Бортник, фото из архива автора

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно