|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Служил в штурмовой авиацииВ ПАО "Аскольд", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, трудятся немало заводчан, честно отдавших свой долг Родине. Один из них — Юрий Карпович Смелик, заместитель главного метролога предприятия. Молодой юноша Юрий Смелик был призван в ряды Советской армии после окончания Приморского авиационного техникума в 1967 году. Обучался по редкой специальности "гироскопические приборы и устройства", получил квалификацию "техник-электромеханик". Мы попросили его рассказать о своей службе. — Призыв конца 1967 года из техникума был весьма солидным, — говорит Юрий Карпович. — Всем учащимся четвертого курса дали отсрочку для завершения учебы, и третьего января 1968 года нас, выпускников, в одном вагоне (порядка семидесяти человек) отправили во Владивосток на сборный пункт. В итоге около двадцати человек из всей нашей "техникумовской команды" попали в учебку авиаспециалистов полка, который базировался в селе Черниговка (полк и поныне там дислоцируется). В основном были выпускники по специальностям "самолётостроение", "ракетостроение" и гироскописты. Когда-то был выпуск и по такой уникальной для нашего техникума специальности. Мы прошли курс молодого бойца, приняли присягу, и уже к 23 февраля разъехались по войсковым частям. Я и еще трое ребят попали в авиаполк, базировавшийся в селе Воздвиженка (под Уссурийском). Знаменитый был полк, имел заслуженную военную славу. Я до сегодняшнего дня помню его полное название, которое начальник штаба представлял на общих построениях: "523-й отдельный Оршанский Краснознаменный орденов Кутузова, Суворова и Александра Невского полк истребительно-бомбардировочной авиации". Службу я начал в технико-эксплуатационной части полка (ТЭЧ) специалистом по обслуживанию приборов группы курсоуказания автопилота и прицеливания системы вооружения. Полученные в техникуме знания и навыки в ходе практики на заводе "Аскольд" дали возможность быстро освоить все необходимые работы. В составе полка находились истребители-бомбардировщики Су-7 трех модификаций. Служба была интересной, весьма насыщенной событиями, коллектив техников — сплоченный, ответственный. Да в авиации по-другому и нельзя. В ТЭЧ я прослужил без малого полгода, затем меня и еще одного арсеньевца, Виктора Аладина, перевели на другие должности в штаб полка (командование полка старалось комплектовать некоторые подразделения специалистами со средним специальным образованием). Меня направили в оперативный отдел, который занимался планированием предполётной подготовки полка: маршруты, количество полетов, задания для летчиков либо звена, вид применяемого вооружения на полигоне, разведывательные полеты и другие конкретные задания. За период службы было много эпизодов, событий, информации, которые помню до сегодняшнего дня. Особо запомнились два эпизода из международных событий, когда полк, как говорится, стал "под ружье". Это было в августе 1968 года и в марте 1969 года. Первое связано с Чехословакией. Полк подняли по тревоге, в кратчайшее время привели в боеготовность. Но в течение двух дней наш оперативный отдел не имел четкой задачи от командования на какие-либо действия. Затем пришло сообщение о том, что в Чехословакию были введены войска. Полк на боевом дежурстве находился более недели. Второе было связано с событиями на острове Даманском. Опять полк подняли по боевой тревоге. В течение нескольких часов заправили все самолеты, зарядили пушки, подвесили авиабомбы, каждое звено получило конкретную боевую задачу. Боевое дежурство длилось несколько дней — ждали приказа на боевые вылеты. Но его не поступило. Конфликт погасили сухопутными войсками. И тем не менее наш полк быстро переориентировали на другую, как оказалось, более ответственную задачу — провести разведоперации на сопредельной территории. Было выделено два звена, самолеты дооснастили дополнительными топливными баками и мощной фотоаппаратурой. Оперативному отделу полка пришлось изрядно попотеть, чтобы каждому пилоту дать выверенный маршрут, высоту полета и другую необходимую информацию. Летчики совершили более десятка вылетов. Было собрано много информации о гражданских и военных объектах на обширной территории. Конечно, никогда не забыть два года армейской службы — насыщенной, познавательной, интересной, проверяющей тебя на прочность. Отмечу, что с Виктором Ивановичем Аладиным, сотрудником авиакомпании "Прогресс", мы и по сей день поддерживаем дружеские отношения. С грустью восприняли весть о том, что в конце 1994 года наш полк был расформирован. Демобилизовался я в ноябре 1964 года, вернулся в Арсеньев и планировал устроиться на "Аскольд". На тот момент военное представительство подыскивало специалиста по гироскопии. В отделе кадров порекомендовали меня, и после собеседования я дал согласие. Работал в цехе № 42 приборного производства, выпускающем автопилоты для крылатых ракет. Без малого десять лет отдал этому делу, тоже напрямую связанному с нашими Вооруженными силами. «Прогресс Приморья», № 08 (420) от 09.03.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |