|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Участник Амурской экспедицииЕсли обратиться к карте Дальнего Востока, то можно встретить несколько географических мест, названных именем Н.М. Чихачёва. Так назван остров при входе в залив Ольги в Приморье, мыс на материке и мыс на острове Сахалин в Татарском проливе. Эти названия — память о русском моряке Николае Матвеевиче Чихачёве. Николай Матвеевич родился 17 апреля 1830 года в Псковской губернии. Аристократ по происхождению (потомственный дворянин, имеющий родовые имения в Псковской и Ярославской губерниях), Чихачёв образование получил в Петербурге, в Морском кадетском корпусе, где учился с 1841 по 1848 годы. Гардемарином (произведён 25 августа 1886 года) и мичманом (произведен 13 июня 1848 года) плавал по Балтийскому морю на пароходе — фрегате "Архимед" (1847-1850 гг.). С августа 1850 года Чихачёв служит на фрегате "Оливуц", на котором в сентябре совершает плавание из Балтийского моря в Тихий океан (Копенгаген — Дортсмут — Рио-де-Жанейро — Вальпарисо — Петропавловск-Камчатский). Здесь, к удивлению товарищей, Чихачёв сменил службу на корабле на тяжёлую жизнь первопроходца, исследователя Дальнего Востока. В 1851 году Чихачёв поступил в Амурскую экспедицию, стал одним из самых верных помощников начальника экспедиции — капитана I ранга Г.И. Невельского. Ему очень нужны были морские офицеры, получившие образование в Морском корпусе (кроме него в составе Амурской экспедиции таким был лишь товарищ Чихачёва Н.К. Бошняк). В продолжение10 месяцев, с 1851 по 1852 годы, Чихачев на лодке или санях, запряжённых собаками, проводил исследования рек Амура, Амгуни, Горюна, озер Кизи, Орель, Чля, залива Де-Кастри (переименовали в 1954 году в залив Чихачёва), побережья Татарского пролива — от залива Де-Кастри до устья Амура. Не раз Чихачёв был на краю гибели, например, при путешествии из залива Де-Кастри к озеру Кизи. Велико значение этого пути: здесь Амур близко подходит к морю. Чихачёв первый исследовал и описал этот путь. Хотя расстояние невелико (несколько десятков километров), этот путь был труден. Горы здесь покрыты снегом, а в низинах — непролазная грязь. Запряжённые в сани собаки гибли одна за другой. Оставив спутника, собак и сани, Чихачёв один двинулся вперёд. Лишь встреча с приказчиком Российско-Американской компании Березиным, спешившим ему на помощь с продовольствием, и инструкция от Г.И. Невельского помогли Чихачёву выпутаться из катастрофического положения. Чихачёву предписывалось возвратиться в Де-Кастри и передать жителям залива, что они находятся под защитой России. В документе, написанном на русском и французском языках, сообщалось, что остров Сахалин и вся территория побережья, к югу от залива Де-Кастри вплоть до границ с Кореей, принадлежит России. Этот документ жители показали всем иностранцам, попавшим в район залива Де-Кастри. Из залива Де-Кастри Чихачёв с двумя спутниками на шлюпке вернулся в Петровское. Льды, нехватка продовольствия опять чуть не стали причиной гибели отважных путешественников. Отсюда Чихачев предполагал вернуться в Кронштадт. По пути, в Иркутске, он должен был передать генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву отчёт Г.И. Невельского о работе Амурской экспедиции. Н.Н. Муравьёв не захотел потерять такого энергичного и толкового офицера, каким был Чихачёв. Вместо возвращения в Кронштадт он был послан курьером к вице-адмиралу Е.В. Путятину. Прибытия Путятина с эскадрой ждали в Петропавловске. Чихачёв должен был ознакомить вице-адмирала с положением на Дальнем Востоке. Эти сведения могли быть существенными при переговорах Путятина с японским и китайским правительством. Долго добирался Чихачёв до Петропавловска (с 24 ноября 1852 года по 15 марта 1853 года). В Петропавловск Путятин с эскадрой ещё не прибыл, и Чихачёв на "Оливуце" в конце марта 1853 года отправился навстречу эскадре. Встреча произошла на островах Бонин (северо-западная часть Филиппинской впадины) в порту Алайд. После передачи документов Чихачёв, произведённый в лейтенанты и награждённый первым из своих многочисленных орденов (Владимиром IV степени), назначается старшим офицером на шхуну "Восток". Перед экипажем "Востока" была поставлена задача — добраться до устья Амура вдоль западного берега острова Сахалин с юга. Все попытки его, а также француза Лаперуза, англичанина Броутона и первого русского кругосветного путешественника И.Ф. Крузенштерна этим путём достичь Амура окончились неудачей. Требовалось также исследовать западное побережье острова Сахалин, перепроверить сведения Н.К. Бошняка о залежах каменного угля на острове. Уголь требовался прежде всего для нужд флота, а закупка его за границей обходилась крайне дорого. Участие Чихачёва в экспедиции оказалось весьма полезным. Он единственный из офицеров познал район залива Де-Кастри, побережье до устья Амура и само устье. Пригодилось его умение общаться с местным населением, которое относилось к нему с уважением. Южнее мыса Дуэ Чихачёвым были открыты залежи каменного угля. По распоряжению капитана транспорта "Восток" Чихачёв лично руководил первой добычей каменного угля на Сахалине. Выдано на-гора было 70 тонн угля. Заслуги Чихачёва были очевидны, и ему досрочно быть присвоено звание капитан-лейтенанта. С октября 1853 года по февраль 1854 года "Восток" находится в составе эскадры Путятина. В дальнейшем Чихачёв назначается старшим офицером "Оливуца", на котором ходил на Филиппины по Китайскому и Японскому морям. В Императорской (Советской Гавани) на место заболевшего капитана военного транспорта "Иртыш" Чихачёва назначили временно исполняющим обязанности капитана. Под его командованием транспорт отправился на остров Сахалин в Муравьёвский военный пост (ныне город Корсаков) на военный совет, в работе которого принял участие Чихачёв. Было решено по причине войны с Англией и Францией временно закрыть Муравьёвский пост. Гарнизон и имущество поста на "Иртыше" были перевезены на материк — в Императорскую гавань. Затем "Иртыш" развозил войска и грузы в Аян, Петровское, Петропавловск. В Петропавловске приказом от 23 апреля 1854 года Чихачёв назначается исполняющим должность капитана над портом и заведующим постройкой всех укреплений, возводимых для обороны Петропавловска. В 1855 году Чихачёв посылается ревизовать Камчатскую губернию и произвести набор ополчения для усиления Петропавловска. По возвращении он назначается капитаном транспорта "Двина", на котором перевозит жителей и имущество из Петропавловска на Амур. Находясь в заливе Де-Кастри в составе эскадры под командованием контр-адмирала В.С. Завойко, Чихачёв участвует в боевых действиях против английской эскадры под командованием Элиота. Назначенный командиром "Оливуца" Чихачёв участвует в проводке русских военных кораблей из Татарского пролива в Николаевск, в укреплении постов в устье Амура. Командированный в 1855 году в Иркутск Чихачёв назначается чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В апреле 1856 года он готовит отряд для сплава по Амуру до Николаевска людей, материалов и продовольствия. До китайского города Айгунь отрядом командовал генерал-майор Корсаков, далее Чихачёв. По пути он инспектировал войска, находящиеся на Амуре и в районе залива Де-Кастри. После выполнения задания Н.Н. Муравьёва и возвращения в Иркутск Чихачёва посылают представителем генерал-губернатора в Петербург. Там его назначают начальником штаба Сибирской флотилии и портов Тихого океана. До апреля 1857 года он продолжал выполнять поручения Н.Н. Муравьёва. А в апреле Чихачёв через Сибирь отправляется в Николаевск. Назначенный командиром пароходо-корвета "Америка", он сопровождает Е.В. Путятина с дипломатической миссией в Китай. Во время этого плавания были открыты залив Владимира (13 июня 1857 года) и залив Ольги (14 июля 1857 года). Остров при входе в залив Ольги назвали в честь командира "Америки" — островом Чихачёва. В этом же плавании было исследовано побережье Тихого океана. После заключения Таньцзинского мирного договора между Россией и Китаем (1 июня 1858 года) Е.В. Путятин посылает Чихачёва с заключённым договором в Петербург. По прибытии в Петербург произведённый в капитаны 2-го ранга Чихачёв назначается командиром корвета "Вол". В 1859 году, командуя им в эскадре контр-адмирала Нордмана, он плавал в Балтийском, Немецком и Средиземном морях. Назначенный 18 января 1860 года капитаном фрегата "Светлана", совершил плавание на Тихий океан, где вошёл в эскадру капитана 1-го ранга Лихачёва. В августе 1860 года Чихачёв был отправлен курьером в Петербург. 29 августа 1860 года произведён в капитаны 1-го ранга. Не останавливаясь подробно на дальнейшей карьере Чихачёва, на высоких государственных постах, упомянем, что он был директором Русского общества торговли и пароходства. Командовал на Дунае флотилией и был начальником обороны во время обороны Одессы в период Русско-турецкой войны. В 1882 году произведён в адмиралы, был начальником главного морского штаба. С 1885 по 1888 годы Чихачёв исполняет обязанности морского министра, а с 28 ноября 1888 года по 14 мая 1898 года — морской министр. За время своей службы Чихачёв награждён многими российскими и иностранными орденами. Был женат на дочери барона Корфа Евгении Фёдоровне. Дети: сын Николай, дочери — Евгения, Александра, Елизавета. Умер Н.М. Чихачёв 2 января 1917 года. Отзывы о нем и оценки роли Чихачёва на высоких государственных постах противоречивы. Наряду с отрицательными суждениями, обвинением его в морских поражениях России в Русско-японской войне 1904-1905 годов существует мнение, что он был не хуже других морских министров. Что касается деятельности Чихачёва на Дальнем Востоке, то она, несомненно, заслуживает самой высокой оценки. Будучи одним из пионеров освоения Дальнего Востока, он способствовал росту могущества нашей Родины. «Прогресс Приморья», № 13 (425) от 13.04.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |