Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Особая миссия дипломата Путятина

Если обратиться к российской истории и её великим гражданам, то нельзя обойти вниманием жизнь и деятельность Ефима (Евфимия) Васильевича Путятина. Нам, дальневосточникам, его имя известно хорошо потому, что этот человек очень многое сделал на поприще дипломатических отношений, особенно с нашими географическими соседями — Японией, Китаем, Кореей. В 1855 году, находясь на дипломатической службе, он подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией. Несмотря на то что родился Путятин в Санкт-Петербурге, немалую часть жизни он провёл на берегах Тихого океана.

Ефим Васильевич — выходец из дворянского рода Путятиных, восходящего к ХV веку: старший сын отставного капитан-лейтенанта Василия Ефимьевича Путятина, новгородского помещика, соседа графа Аракчеева, и Елизаветы Григорьевны Путятиной, дочери генерал-майора, члена государственной Адмиралтейств-коллегии, гражданского губернатора Гродно и Киева Григория Ивановича Бухарина. Детство Ефима прошло в усадьбе Пшеничище Чудовской волости Новгородского уезда. По воле родителей он поступил в Морское училище, где отлично учился.

Мичман

После подведения итогов выпускного экзамена Ефим оказался первым по выпуску. 1 марта 1822 года он получил чин мичмана и в том же году был назначен в кругосветное плавание на фрегате "Крейсер" под командой известного мореплавателя Михаила Петровича Лазарева. Путешествие, начавшееся 17 августа, заняло 3 года: экспедиция проходила по маршруту Кронштадт — Рио-де-Жанейро — мыс Доброй Надежды — Русская Америка — мыс Горн — Кронштадт. В возрасте 22 лет по итогам кругосветки Путятин был награждён орденом и двойным окладом жалованья. В 1826 году был назначен капитаном Лазаревым мичманом на линейный корабль "Азов". Участвовал в Наваринском сражении 20 октября 1827, был награждён орденом Святого Владимира IV степени.

С 1828 по 1832 годы совершил несколько переходов из Средиземного моря в Балтику, провёл 18 кампаний, был награждён орденом Святого Георгия IV степени. В 1832 году по приказу главнокомандующего Черноморским флотом М.П. Лазарева выполнял опись берегов и промеры глубин проливов Дарданеллы и Босфор. В 1834 году был произведён в капитан-лейтенанты и назначен командиром корвета "Ифигения" и фрегата "Агатополь". В 1838-1839 годах участвовал в высадке при занятии мыса Адлер, местечек Туапсе и Шапсуху. При высадке на мысе Субаши получил ранение в ногу. За успешно проведённые операции произведён в капитаны I ранга. В 1841 году временно оставил службу на море и отправился в Англию для закупки пароходов для Черноморского флота.

Персия

В 1842 году Путятин по приказу Николая I отправился с поручением в Персию. Целью поручения было встретиться с шахом Ирана Мохаммед-шахом и упрочить русскую торговлю на Каспийском море, главным препятствием для которой было пиратство, которым занимались туркмены. По приказу Путятина в Астрабадском заливе была организована военная станция и путём решительных действий усмирены пираты. Затем Путятин убедил персидского шаха отменить ограничения по торговле с Россией, принял меры по разграничению водных пространств для рыболовства и настоял на установлении пароходного сообщения между устьем Волги, Кавказом и Персией. По возвращении в Петербург занимался вопросами кораблестроения, часто отправляясь в дипломатические поездки в Англию, Нидерланды, Турцию, Египет и другие страны. В 1843 году Путятин разработал план организации экспедиции к восточным морским границам Китая и Японии. В докладной записке на имя государя императора Путятин писал:

"Благоразумно исследовать восточную нашу границу с Китаем… Доселе мы знаем только то, что на всем протяжении восточного берега нет ни одного благонадежного порта. Залив между материком и Сахалином нам вовсе не известен. Отыскание более удобного порта в этих местах, чем Охотск… уже само по себе не есть предмет бесполезный, а потому можно было бы поручить экспедиции осмотреть и описать означенные малоизвестные берега. С плаванием судов в Охотском море не было бы несовместимым соединить и новую попытку для открытия сношения с Японией".

Экспедиция была снаряжена, однако по совету министра финансов Е.Ф. Канкрина Николай I приказал её отложить, так как она "могла повредить кяхтинской торговле". 15 июня 1849 года контр-адмирал Путятин был произведён в генерал-адъютанты, в том же году женился на дочери английского адмирала Чарльза Ноульса, получившей при православном крещении имя Марии Васильевны Путятиной (1823 — 1879). В 1851 году Евфимий Путятин был произведён в чин вице-адмирала.

На Дальнем Востоке

Если подходить к расширению границ государства с точки зрения дипломатии, а не колониальных захватов, в которых преуспела в своё время Англия, то уместно привести совершенно противоположный пример, когда экспедиция Геннадия Ивановича Невельского, прибывшая в низовья Амура изучать судоходность реки, вернулась в Петербург с картами, куда была добавлена львиная доля территории; было основано поселение, ставшее в дальнейшем городом Николаевском-на-Амуре. Об этой экспедиции редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах. Вот что интересно: за время экспедиции не произошло ни одного столкновения с аборигенами, напротив, все их просьбы выполнялись. Противоречий не было. Забегая вперёд, скажем, что Г.И. Невельской получил высокие государственные награды за свои деяния.

Фрегат "Паллада"

В 1852 г. императорское правительство решилось на попытку открыть дипломатические отношения с Японией. Великий князь Константин Николаевич поддержал старый план Путятина по укреплению позиций России на Тихом океане. Причиной для спешки в организации экспедиции послужил тот факт, что с целью заключения торгового договора с Японией из Америки снаряжалась эскадра под руководством Мэттью Перри. Та страна, которая бы первая прервала многовековую политику самоизоляции Японии (сакоку), получила бы наиболее выгодные условия для торговли. В состав экспедиции кроме Путятина вошли И.А. Гончаров, чиновник торгового ведомства, секретарь Путятина, известный русский писатель, И.А. Гошкевич, чиновник, знаток китайского и корейского языков, А.Ф. Можайский и архимандрит Аввакум, учёный-востоковед. В качестве судна был выбран фрегат "Паллада" под руководством опытного моряка-черноморца флигель-адъютанта И.С. Унковского. Фрегат вышел из Кронштадта 7 (19) октября 1852 года. Маршрут пролегал вокруг Африки, через Индийский океан. В ходе путешествия выяснилось, что фрегат "Паллада" оказался непригоден для такой экспедиции, и из Петербурга был вызван другой, более надёжный 52-пушечный фрегат "Диана", построенный в Архангельске в 1852 году, под командой С.С. Лесовского.

Нагасаки

Спустя месяц после первого визита Перри, 12 августа 1853 года, "Паллада" прибыла в порт Нагасаки, однако японские уполномоченные приняли письмо российского министра иностранных дел графа Нессельроде сёгуну только 9 сентября 1853 года. Во время посещения Нагасаки Путятин продемонстрировал японским изобретателям действие парового двигателя, что помогло Хисасигэ Танака впоследствии создать первый японский паровоз. Видя, что переговоры принимают затяжной характер, Путятин решил отправиться сначала в Манилу, а потом в Корею, по пути производя опись восточного побережья Приморья и собирая материал для лоций. Экспедицией под руководством Путятина были открыты заливы Посьета, Ольги и острова Римского-Корсакова. 11 (23) июля 1854 года фрегат "Диана" соединился с отрядом Путятина в заливе Де-Кастри, на нём экспедиции Путятина предстояло направиться в Японию на продолжение переговоров, которые стали особенно актуальны из-за начала Восточной (Крымской) войны. Фрегат "Паллада" был отбуксирован в Константиновскую бухту Императорской Гавани, где его поставили на зимовку, и был затоплен там же в 1856 году.

Путятин на фрегате "Диана" прибыл в японский порт Симода 22 ноября (4 декабря) 1854 года, спустя почти полгода после второго визита Перри и подписания им Канагавского соглашения, положившего конец японской политике самоизоляции.

Симоде

10 (22) декабря в Симоде начались переговоры, однако 11 (23) декабря в результате опустошительного землетрясения и последовавшего за ним цунами фрегат "Диана" был серьёзно повреждён, а 7 (19) января 1855 года при транспортировке в бухту Хэда, в которой планировалось его отремонтировать, корабль экспедиции затонул. Экипаж экспедиции, потерявший трёх матросов, был вынужден переселиться на берег, где была организована помощь местному населению, пострадавшему в результате цунами: в Симоде из 1000 домов уцелело только 60.

Экспедиция Путятина была расквартирована в деревне Хэда. В городе Симода 26 января (7 февраля) в храме Гёкусэндзи был подписан первый договор о дружбе и торговле между Россией и Японией, известный как Симодский трактат. Японскую сторону при заключении договора представлял Тосиакира Кавадзи. Согласно Симодскому трактату между двумя странами устанавливались дипломатические отношения; для русских судов открывались порты Хакодатэ, Нагасаки и Симода, где разрешались торговые сделки в ограниченных размерах и под присмотром японских чиновников; в одном из портов назначался российский консул (первым консулом в Японии стал Иосиф Гошкевич).

Пребывание русских моряков в Хэда послужило началом сотрудничества Японии и России в области науки и техники. По просьбе Путятина экспедиции были выделены рабочие и материал для строительства судна, на котором русские моряки смогли вернуться в Россию. Для Японии это был первый опыт строительства кораблей западного образца. Шхуна под названием "Хэда" была спущена на воду 14 (26) апреля. 26 апреля (8 мая) Путятин с частью экспедиции отправился в Россию. По образцу "Хэды" японцами было построено ещё шесть шхун; на следующий год первая шхуна "Хэда" была передана японской стороне вместе с научными приборами, а также 52 пушками, снятыми с затонувшего фрегата "Диана".

По возвращении в Петербург за успех дипломатической миссии Путятин получил титул графа и был назначен начальником штаба Кронштадтского военного губернатора. В 1856-1857 гг. Путятин — российский военно-морской агент в Лондоне и Париже.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 20 (432) от 01.06.2017 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно