|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Свет далёкого маякаПродолжение. Начало в № 14 На косе КотлинскойМаяк Толбухин — один из старейших маяков Балтийского моря. Расположен он на Котлинской косе к северо-западу от Кронштадта. Основанный в 1719 году, маяк Толбухин более 295 лет несёт беспрерывную службу по обеспечению безопасности мореплавания в сложных навигационных условиях района Финского залива. Маяк на косе Котлинской построен по личному указанию Петра Великого. В одной из записок вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года царь приказал: "…сделать колм (маяк) каменный с фонарём на косе Котлинской". Сохранился эскиз башни маяка, который собственноручно составил Пётр I. На эскизе указаны основные размеры башни и дана приписка: "…прочее даётся на волю архитектору". Меньше года понадобилось Крюйсу, чтобы выполнить приказ. 17 августа 1719 года строительство деревянной башни было завершено. В 1736 году возобновилась закладка каменной башни, однако осуществить проект не удалось. Соорудили башню в 1810 году. Проект каменной башни разрабатывался при непосредственном участии известного русского гидрографа Л.В. Спафарьева и видного русского архитектора А.Д. Захарова, автора здания Главного Адмиралтейства в Петербурге. С 1719 по 1736 годы маяк назывался Котлинским, но затем его переименовали в Толбухин — в честь полковника Фёдора Семёновича Толбухина, разгромившего в 1795 году на Котлинской косе шведский морской десант. В 1868 году на маяке были установлены диоптрический маячный аппарат и металлическое фонарное сооружение. В 1970 году маяк Толбухин реконструировали. Вокруг острова соорудили берегоукрепление из железобетонных плит. Построен пирс, что значительно улучшило связь маяка Толбухин с Кронштадтом и Ломоносовом. Была установлена современная оптическая аппаратура, обеспечившая дальность действия маячного огня до 19 миль. КолкаСудам, следующим из Балтийского моря в Рижский залив южным фарватером Ирбенского пролива, путь преграждала песчаная коса с глубинами над ней менее 5 метров. В этом районе Ирбенского пролива многие суда терпели аварии. К концу ХVI века для обеспечения безопасности мореплавания здесь, на берегу Курляндского полуострова, установили две маячные башни Домеснесского створа. С 1858 года на этом месте началась установка плавучего маяка. Однако обстоятельства потребовали пересмотра проекта, возникла острая необходимость постройки маяка в открытом море на гидротехническом основании. В 1873-1875 годах в 5 километрах от мыса Домеснесс на глубине 10,5 метра начали создавать искусственный островок на деревянном ряжевом основании. В плане он имел форму правильного восьмиугольника с диаметром вписанного круга 42,7 метра. В центре территории построили деревянную восьмигранную башню и деревянные служебные и жилые здания. Верхняя часть башни имела отражательный световой аппарат с 16 лампами и огнём белого цвета. Для обеспечения плавания в тумане был установлен колокол. Плавучий маяк был снят со своего штатного места и больше не выставлялся. Этот новый Домеснесский маяк, получивший в 1917 году название Колка, стал первым стационарным маяком открытого моря в России на гидротехническом основании. В 1884 году деревянную башню заменили новой стальной высотой 21 метр. В 1950 году сирена была заменена наутофоном, в 1955-м установлен круговой радиомаяк. Современный автоматический светооптический аппарат АСА-500 с группопроблесковым огнём белого цвета смонтирован в 1979 году. Дальность видимости маяк увеличилась до 14 миль. В 1957 и 1976-1978 годах внешняя сторона территории маяка была укреплена по периметру острова бетонными массивными и железобетонными тетраподами. С 1979 года маяк переведён на автоматическую работу, на нём установлена изотопная энергетическая установка. Маяк Колка стал третьим атомным маяком страны. В районе мыса МеловогоНа восточном побережье Каспийского моря, в районе мыса Мелового, в 1948 году был установлен светящийся навигационный знак, получивший наименование Меловой. Огонь маяка установили на построенной каменной четырёхгранной пирамидальной башне белого цвета высотой 7,4 метра. Высота огня от уровня моря составила 40 метров, видимость — 8 миль. Благодаря развернувшемуся в районе мыса Мелового в семидесятые годы прошлого века широкомасштабному строительству многоэтажных жилых домов города Шевченко на верхнем перекрытии строящегося здесь десятиэтажного жилого дома был запроектирован новый маяк взамен существовавшего на мысе навигационного знака. В 1974 году была построена восьмигранная призматическая башня маяка с фонарным сооружением. Высота башни 10 метров, окрашена в белый цвет с чёрной горизонтальной полосой. Высота центра огня от основания здания — 43 метра, от уровня моря — 71 метр. В фонарном сооружении установлен светооптический ЭМВ-930, обеспечивающий дальность видимости белого огня на 21 милю, красный огонь имеет дальность действия 16 миль. Здесь же, на перекрытии 10 этажа, в специальном помещении смонтирована аппаратура автоматического радиомаяка МРМ-61. Впервые в практике маячного строительства в Стране Советов на перекрытии была уложена система заземления радиомаяка и установлена мачта для подвески антенного полотна. Дальность действия радиомаяка — 30 миль. Маяк Меловой, введённый в действие в 1974 году, стал новым маяком Каспийского моря. Он обеспечивает безопасность мореплавания судов в северо-восточном районе Каспийского моря и на подходах к городу-порту Шевченко. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 20 (432) от 01.06.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |