|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Морская одиссея «Адмирала Кузнецова»Некогда отечественный военный флот имел на вооружении авианесущие крейсера, которые стояли на страже границ, круглосуточно несли службу на просторах морей и океанов. Пресловутые 90-е годы не позволили, например, осуществить задумку конструкторов по созданию классического авианосца, который мог бы принимать на борт современные на тот период самолёты МиГ и Су с высокими тактико-техническими характеристикам, но в корабельном исполнении. Первым таким авианосцем новой модификации должен был стать корабль "Рига". Пока шла проработка нового авианосца, последний из крайней серии такого типа кораблей "Адмирал Горшков" оказался единственным в ВМФ. Были, правда, изменения в названии — "Леонид Брежнев" (с ноября 1982-го по август 1987 года), затем его переименовали в "Тбилиси". В декабре 1985 года авианосец спустили на воду и в течение пяти лет проводили испытания, устраняли неполадки, шла необходимая достройка. И вот грянули 90-е, и корабль вошел в строй под новым названием — "Адмирал Кузнецов". Однако авианосцем называть его не решились, квалифицировали как "тяжёлый авианесущий крейсер". Корабль имел авиационное вооружение и новейший на тот период ударный ракетный комплекс "Гранит", а также другое ракетное и артиллерийское оружие. Служба экипажа "Адмирала Кузнецова" началась в Севастополе. Было проведено немало учебных взлётов и посадок на палубу крейсера. Лётчики и моряки работали слаженно, чему есть фактическое подтверждение: за год работы был потерян всего один Су-27К, но пилот спасся посредством катапультирования в воду. Моряки лётчика спасли. Помогла оперативностьУгроза оказаться "распиленным" нависла над крейсером в конце 1991 года, когда развалился СССР и начался делёж ВМФ. И тут русские моряки проявили расторопность и оперативность. Дело было так. Во избежание негативных последствий командование приняло решение переправить "Адмирала Кузнецова" подальше — на Северный флот. Вечером 1 декабря 1991 года на борт стоящего на внешнем рейде авианосца неожиданно прибыл заместитель командующего Северным флотом адмирал Устименко и приказал срочно по местам стоять, с якоря сниматься. Ровно в полночь крейсер в сопровождении двух кораблей вышел в море и на рассвете направился к Босфору. Затем авианосец встретила российская оперативная эскадра и "Адмирал Кузнецов" пошёл к Гибралтару. Понадобился 21 день, чтобы крейсер успешно достиг Североморска и встал на рейд. Прошло более 25 лет, но "Адмирал Кузнецов" по-прежнему на ходу. Он является единственным авианесущим кораблём современной России. Можно считать подвигом то, как военные моряки провели увод крейсера с внешнего черноморского рейда. Промедление или невыполнение приказа могли оказаться для корабля решающими. И то, что сегодня натовские военные сопровождают на маршруте "Адмирала Кузнецова", находящегося в боевом походе, и при этом высказывают нелестные отзывы о нашем корабле, не более чем слова. Уколы английских военных для "Адмирала Кузнецова", как говорится, что для слона дробина. Британский флот только выпустит в 2020 году авианесущий крейсер с большими габаритами, нежели российский крейсер. Дерзайте, господа, дерзайте, возможно, что-то и получится. Да вот незадача: махина, которую возводят для нужд английского ВМФ, может оказаться неповоротливой мишенью, какой стал "Граф Цеппелин" в конце Второй мировой войны. Именно этот корабль стал первым авианосцем в Стране Советов. "Граф Цеппелин" был получен в качестве трофея в 1945 году. Впрочем, немецкий корабль достался нашему флоту недостроенным. Главком ВМФ адмирал Николай Кузнецов, о судьбе которого редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах, предложил судостроителям довести корабль до ума, рассматривая его как проект будущего отечественного авианосца. Кто-то убедил Сталина в обратном. Так предпочтение было отдано линкорам. Трофей превратили в плавучую мишень и при помощи авиации, артиллерии и подводных лодок его пустили на дно морское. Несмотря на это, Кузнецов не переставал "продавливать" проект строительства отечественных авианосцев. Спустя короткое время стало ясно, как он был прав. В 1950-х годах США приступили к созданию подводных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Военные моряки Страны Советов посчитали, что бороться с субмаринами можно успешно с помощью вертолётов. Специалисты исходили из того, что, двигаясь по воздуху быстрее субмарины, вертолёт способен прослушивать морские глубины, не создавая помех собственными шумами. Однако была другая проблема: добраться до отдалённых районов океана винтокрылая машина, увы, не способна. Вот тут и пригодилась идея адмирала Кузнецова. Первоначально, правда, приняли решение строить корабли-вертолётоносцы. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 25 (437) от 06.07.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |