|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Две КореиВероятно, каждый второй гражданин нашей страны, рождённый в шестидесятые-семидесятые годы, помнит песню о лётчике Ли Си Цыне, который сбил американского аса. Хотя афишировать участие советских пилотов в Корейской войне запрещалось, народная молва передавала эту песню из уст в уста. Особо запомнились такие строчки: "— Кто же тот пилот, что меня сбил? — Одного вьетнамца я спросил. Отвечал мне тот раскосый,что командовал допросом: — Сбил тебя наш лётчик Ли-Си-Цын"(читай — Лисицын). Взрослые, понятное дело, понимали, что к чему, но мы, ничего не понимая, просто воспринимали слова. Распевали песню везде, и под гитару на кухнях, само собой. Спустя время, когда в СМИ стали появляться публикации о событиях той войны и участии советских военспецов в боевых действиях, стал понятен смысл этой незатейливой песни о сбитом американском лётчике. Заметим, что существует устойчивая версия, что песня появилась во времена Вьетнамской войны, однако, по свидетельствам очевидцев, наши лётчики не принимали участия в воздушных боях. Если говорить казённым языком, то можно смело утверждать, что боевые действия между противоборствующими армиями в период Корейской войны велись не только на земле, но и в воздухе. Если американские инструкторы передавали опыт южнокорейским лётчикам, то советские учили воевать в небе северокорейских и китайских пилотов. Обе страны имели богатый опыт Второй мировой войны. В воздухе соперничали в основном истребители ВВС США F-86 "Сейбрджет" и МиГ-15 ВВС СССР. Конструкторов и авиастроителей той и другой страны интересовали технические возможности воздушных боевых машин. По этой причине в корейском небе развернулась настоящая охота за F-86 и МиГ-15. Заметим, что осенью 1950 года американское господство в воздухе удалось ликвидировать благодаря вводу в строй частей 64-го истребительного авиакорпуса, который воевал на реактивных истребителях МиГ-15. Эта модификация обеспечила преимущество, однако в декабре американцы получили "Сейбрджет", что позволило выровнять положение. Паритет достигался тем, что F-86 располагал большим запасом топлива и имел оборотистый двигатель. Но МиГ обладал повышенной скороподъёмностью и превосходил "американца" в тяговооружённости. Две пушки калибра 23-мм и одна 37-мм значительно превосходили в огневой мощи шесть крупнокалиберных пулемётов "кольт браунинг". Было и ещё одно преимущество — наш "ястребок" был легче американского "сейбра" на полторы тонны. Основные воздушные дуэли велись вдоль пограничной реки Ялуцзян, где наши самолёты неожиданно появлялись в небе и вступали в бой. Янки прозвали эту воздушную зону "Аллеей МиГов", куда и направляли свои "сейбры". Если учесть расстояния, то американцам приходилось летать дальше, нежели советским лётчикам. Более того, нашим пилотам категорически запрещалось уходить в сторону от пограничной реки. Война в корейском небеСтоит сказать о том, что новые образцы моделей самолётов пыталась заполучить и та, и другая сторона. Правда, получив такое задание, сами лётчики восприняли приказ с опаской. Было ясно, что без потерь не обойдётся. Так, впрочем, и получилось, когда советская сторона доставила в зону боевых действий опытных лётчиков-испытателей. Расчёт был прост: следовало зажать самолёт противника "в коробочку" и принудить его к посадке в нужной точке. Первые попытки удались не без потерь, двое пилотов погибли, выполняя задание, и группа была расформирована. Тогда перешли к другому варианту: ждали, когда какой-либо американский пилот допустит ошибку и либо упадёт, либо посадит "сейбр" на территории, подконтрольной северокорейцам. План удался: самолёт рухнул на мелководье и был подвергнут тщательному исследованию специалистов. Стоит заметить, что метод "коробочки" использовали и американцы. Участник Корейской войны, Герой Советского Союза Сергей Крамаренко вспоминал о том, как его МиГ пытались принудить сесть на нужном объекте три "сейбра". Вот где пригодилось лётное мастерство советскому пилоту: он совершил не одну мёртвую петлю, "штопор", "бочку", чтобы выпутаться из сложной ситуации. Даже пришлось принимать экстренные меры — сбить одну машину противника. Лишь это помогло уйти от назойливых американцев. Скажем прямо: и противник дождался своего часа. После обучения китайских и северокорейских пилотов советскими инструкторам им были доверены машины, на которых они совершали боевые вылеты. Их храбрость не отрицалась, но беспечность стала причиной ряда неудач в корейском небе. Такое поведение в воздухе могло привести к потере самолётов, что позволило бы противоположной стороне раскрыть многие секреты советских истребителей. Тогда было принято решение практиковать совместные вылеты в район "Аллеи МиГов". Был случай, когда китайцы вылетели без приказа и без прикрытия и, оказавшись над морем, наткнулись на группу В-29 в сопровождении "сейбров". Неудивительно, что самолёт рухнул на морской отмели, более того, погиб пилот. Какое-то время был виден хвост боевой машины, но секретная диверсионная группа северян быстро ликвидировала погрешность, забросав самолёт гранатами. Обломки машины американцы подняли, но секрета там не нашли. Следующий трофей был получен летом 1952 года — в виде фюзеляжа, когда МиГ совершил вынужденную посадку в горах Северной Кореи. Совершенно разбитый самолёт вывезли вертолётом. И опять секрет так и не был раскрыт. Американцы на этом не успокоились и придумали другой способ: распечатали листовки и стали разбрасывать над территорией северян. Содержание их понятно: они обещали 100 тысяч долларов за исправный МиГ. На приманку никто, как говорится, не клюнул. Лишь обещания в миллион долларов привели к измене присяге совсем молодого северокорейского лётчика-испытателя по имени Но Гын Сок. 21 сентября 1951 года он по собственной инициативе произвёл посадку на авиабазе Кимпо, заявив на допросе, что жить с "красными лжецами" ему надоело. Американцы, как известно, обещают много, но делают мало. Так произошло и на этот раз. Пилоту, пригнавшему МиГ, выплатили сто тысяч, обосновав это тем, что война скоро закончится и модель советского самолёта к тому времени устареет. И они оказались правы. ВВС Страны Советов спустя время пополнились новыми видами воздушных машин. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 25 (437) от 06.07.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |