Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Морская одиссея «Адмирала Кузнецова»

Продолжение. Начало в № 25

Вертолётоносцы

Справедливости ради стоит сказать, что адмирал флота Николай Кузнецов, понимая пользу винтокрылой машины, взлетающей с палубы корабля, настоял на выпуске авианосца, и не одного. Закладка первого произошла 15 декабря 1962 года на стапелях "Черноморзавода" в городе Николаеве. Спустя пять лет корабль с названием "Москва" был принят ВМФ. В январе 1965 года был заложен второй вертолётоносец — "Ленинград". Параллельно строились вертолёты так называемого палубного варианта. Довольно быстро был налажен их серийный выпуск. Каждый из кораблей вмещал по 14 вертолётов Ка-25. Здесь вполне уместно сравнение с выпуском вертолёта Ка-52, который серийно выпускает лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ПАО ААК "ПРОГРЕСС". Сравнение вовсе не случайно, потому что серийное производство вполне успешно освоено новым поколением авиастроителей, и винтокрылые машины нового поколения значительно превосходят в технической мощи и вооружении образцы прошлого. Как тут не вспомнить историю с вертолётом Ка-52К (палубный вариант), который также осваивает завод "Прогресс". Думается, нет сомнений: имей французская история хороший конец, приморские авиастроители сумели бы освоить и серийный выпуск Ка-52К. Здесь давно научились выполнять оборонзаказ на совесть и в нужные сороки.

Однако вернёмся в далёкие 60-е годы прошлого века, когда гонка вооружений двух держав — СССР и США — велась широким фронтом. Сегодня можно сказать о том, что в укреплении обороноспособности страны палубная авиация сыграла немалую роль. Сухие факты говорят сами за себя: "Москва" прослужила около 25 лет, совершив 11 боевых походов. Корабль бороздил Средиземное море, где сдерживал силы 6-го флота ВМС США. Были визиты в порты Сирии (сегодня там идёт война), Анголы, Египта. В этих походах "Москва" потеряла два вертолёта, когда не сработали баллонеты — специально смонтированные на шасси машин эластичные ёмкости, которые надувались автоматически при соприкосновении с поверхностью воды. В том и другом случае удалось спасти лишь одного из членов экипажей вертолётов. В 1975 году на корабле произошло возгорание, но экипаж спас "Москву", потеряв троих моряков команды. Дальше, вплоть до пресловутой перестройки, морская служба шла без происшествий. Затем корабль встал на прикол и оказался невостребованным по причине резкого сокращения армии и флота. Он стоял в Севастополе. Последний поход "Москвы" (а следом и "Ленинграда") состоялся в конце 90-х годов — на слом. Так закончилась служба первых авианосцев Страны Советов.

Авианесущий крейсер "Киев"

О том, как доблестные русские моряки спасли "Адмирала Кузнецова" (изначально — "Леонид Брежнев", затем — "Тбилиси" и только потом — "Адмирал Кузнецов"), редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере. Те события разворачивались в восьмидесятые годы, в 70-е же был спроектирован ещё один авианосец — "Киев", спроектированный Невским ПКБ и построенный на "Черноморзаводе". 1975 год стал годом рождения корабля. На его борту размещались 22 летательных аппарата Як-38 и вертолёты Ка-25ПЛ. Заметим, что самолёт Як-38 с вертикальным взлётом и посадкой был впервые показан на воздушном параде в Домодедово летом 1967 года. После решили использовать самолёт в качестве палубного истребителя-бомбардировщика. Конструкторская идея получила воплощение на палубе вертолётоносца "Москва". Доработанный, прошедший модернизацию самолёт поступил на вооружение в ВМФ под шифром Як-38. Впрочем, "Киев" имел современное вооружение: противокорабельные крылатые ракеты, зенитно-ракетный комплекс, артиллерию и торпеды. Получив в наличие машины вертикального взлёта и вертолёты, авианосец представлял собой грозную силу. Можно считать, что судьба до поры до времени была к нему благосклонна. Судите сами: за 14 лет службы в составе Северного флота "Киев" совершил 10 дальних походов, оставив за кормой 240 тысяч миль, в водах Атлантики, Балтийского, Чёрного и Средиземного морей. Побывал с визитами во многих заграничных портах, принял участие в ряде крупных учений. Служба экипажа протекала без происшествий, если, конечно, не считать ЧП в ноябре 1978 года. Дело было так. Вернувшись из похода в Кольский залив, за неимением штатного причала "Киев" бросил якорь на рейде, но обрушившийся на корабль шторм сорвал многотонную махину с места и быстро погнал её на отмель. Благодаря тому что на пути "Киева" оказался плавпричал, принявший на себя удар корабля, угрозу столкновения с другими плавсредствами, стоящими у стенки, удалось ликвидировать. После прилива корабль был успешно снят с мели, команда не пострадала. В марте 1979 года "Киев" нёс службу в Средиземном море, где встретил своего двойника — авианосец "Минск", который шёл курсом к постоянному месту службы в Тихий океан. Прежде чем разойтись, два гиганта провели совместные (читай — показательные) маневры на глазах 6-го американского флота, находившегося рядом.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 26 (438) от 13.07.2017 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно