|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Командир доблестного «Севастополя»Продолжение. Начало в №25 На эскадренных миноносцахПосле окончания офицерских классов Н.О. Эссен в 1892 году почти на четыре года уходит в дальнее плавание. Он был назначен старшим артиллеристом на крейсер 1-го ранга "Адмирал Корнилов", на котором совершил плавание из Кронштадта на Дальний Восток. В Тихоокеанской эскадре Эссен прослужил несколько лет, обойдя почти все северные моря. В эти годы он исполнял должность флаг-капитана у командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова, создателя тактики русского броненосного флота. Позднее Эссен вспоминал, что опыт, полученный под началом вице-адмирала Макарова, "забыть невозможно, а пренебрегать им — преступно". В июне 1896 года он был назначен командиром миноносца № 104 (водоизмещением около 80 тонн), входившего в состав практической эскадры Балтийского моря, которой командовал С.О. Макаров. И хотя Н.О. Эссен проплавал на миноносце в составе практической эскадры всего три месяца, служба на нем была прекрасной школой для его командирской подготовки. Николай Оттович твердо запомнил слова своего учителя С.О. Макарова о том, что отличный командир способен прославить свой корабль и его экипаж даже в том случае, если корабль не отличается высокими техническими данными. В 1897 году на крейсере "Владимир Мономах" Эссен вернулся в Петербург, после чего командовал миноносцем "Пакерорт" (водоизмещением 120 тонн). Его вооружение состояло из трех торпедных аппаратов и двух 37-мм орудий. А через год Эссен был переведен на мореходную канонерскую лодку "Грозящий" на должность старшего офицера. На этих кораблях, входивших в состав Средиземноморской эскадры контр-адмирала Скрыдлова, он проплавал три года, получив практику командования средним миноносцем и помощника командира артиллерийского корабля. В 1899 году за заслуги по службе Н.О. Эссен был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен старшим офицером на крейсер "Богатырь", а в 1901 году — командиром парохода "Славянка", на котором держал свой брейдвымпел командир отряда миноносцев капитан 1-го ранга В.В. Игнациус. Этим пароходом Эссен командовал в течение года, а в зимнее время, когда пароход находился в Петербурге, преподавал в Морском училище девиацию и теоретическую механику, проявив себя как хороший и грамотный педагог. Вместе с Макаровым Эссен формировал эскадру в Кронштадте, а затем в Ревеле и Либаве. В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н.О. Эссен назначается командиром новейшего легкого миноносного крейсера "Новик" водоизмещением 3,080 тонн и скоростью хода 25 узлов. Его вооружение состояло из шести 120-мм, шести 47-мм и двух 37-мм орудий. Крейсер имел бронированную палубу и рубку с толщиной брони 30 и 51 мм. Его экипаж состоял из 12 офицеров и 316 матросов и кондукторов. Приняв корабль на судостроительном заводе "Шихау" в Германии, Н.О. Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана, которой командовал вице-адмирал О.В. Старк. Золотая Георгиевская сабля — за храбростьВпрочем, годы Русско-японской войны стали для Николая Оттовича звездным часом. Начало ее он встретил в Порт-Артуре. С первого же дня войны "Новик" активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Н.О. Эссен вывел "Новик" в море на разведку. Когда неповрежденные японскими торпедами русские корабли только выходили с рейда, "Новик" уже атаковал врага, выпустив торпеду по крейсеру "Якумо". Только попадание 8-дюймового снаряда вынудило "Новик" возвратиться на базу. Последующие дни были наполнены активной боевой деятельностью, командир и его экипаж проявили высокое мастерство и героизм, показали пример выполнения долга. "Новик" участвовал в боях с японской эскадрой, поддерживал миноносцы, проводил разведку. На нем держал свой флаг командующий эскадрой С.О. Макаров при выходе на спасение погибавшего миноносца "Стерегущий". Смелые шаги "Новика" на фоне первых неудач оказались заметны. За бой 27 января 1904 года под Порт-Артуром Н.О. Эссена наградили Золотой Георгиевской саблей с надписью "За храбрость", а 12 членов экипажа получили Георгиевские кресты. По ходатайству командующего эскадрой С.О. Макарова 16 марта 1904 года капитану 2-го ранга Эссену было поручено командовать эскадренным броненосцем "Севастополь". Николай Оттович не был в восторге от перевода с быстроходного крейсера на неповоротливый броненосец. Тем не менее корабль уже через две недели был готов к действиям и стал одной из активнейших боевых единиц в обороне Порт-Артура. 2 апреля его орудия главного калибра вели огонь через Ляотешаньский горный массив по японской эскадре. Корректировка позволила пристреляться, и вскоре японцы были вынуждены удалиться. На "Севастополе" Эссен сражался до последних дней обороны порт-артурской крепости. Привыкнув к маневренности легкого крейсера, Эссен еще долго чувствовал себя на мощном, но неповоротливом броненосце не в своей тарелке. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 26 (438) от 13.07.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |