|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Свет далёкого маякаНачиная рассказ о совершенно уникальном маяке "Ирбенский" (читайте № 25 газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России), мы не предполагали, что плавучий маяк отправлен в ремонтный док, откуда спустя время, без сомнения, он выйдет обновлённым и станет музейным экспонатом российского флота. Продолжая рассказ о судьбе маяка "Ирбенский", стоит отметить, что в прошлом веке он верой и правдой служил нашему Отечеству, обеспечивая безопасность мореплавания на необъятных водных просторах морей и океанов. Непростая историяИстория плавучего маяка "Ирбенский" начинается в 1950-х годах. С ростом числа и тоннажа заходящих в Рижский залив коммерческих судов рифы, банки и мели Ирбенского пролива представляли всё большую угрозу для безопасности судоходства. Советское правительство стояло перед выбором — улучшать навигационное оснащение опасного пролива или увеличивать издержки по фрахту и страхованию судов. В конце 1950-х Советский Союз заказывает в Финляндии на верфи Лайватеоллисуус два плавучих маяка — один уходит на Каспий и заменяет плавучий маяк "Астраханский приёмный" ещё дореволюционной постройки, а второй, "Ирбенский", в 1962 году устанавливается в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе. Плавучий маяк проекта № 852 стал последним судном этого типа, появившимся в нашей стране. Одновременно "Ирбенский" и "Астраханский приёмный" оказались последними построенными обитаемыми плавучими маяками во всём мире. Когда разрабатывался проект № 852, использование плавучих маяков как класса средств навигационного оборудования в ведущих морских державах постепенно завершалось. Поэтому в "Ирбенский" и "Астраханский" инженеры вложили весь накопленный к тому моменту опыт строительства и эксплуатации светящих судов. Первая пробная установка маяка была произведена 2 августа 1962 года. С 5 мая 1963 года маяк устанавливался на позицию 57 град. 51 мин. с.ш., 21 град. 37 мин. в.д. на постоянной основе, неся свою вахту с 1 апреля по 1 декабря. Регулярное снабжение плавмаяка всем необходимым и смена членов команды велись по морю из Вентспилса. Туда же, в порт своей приписки, "Ирбенский" приходил на зиму. Раз в два года на нём проводился капремонт двигателей, для чего судно ставилось в сухой док. Серьёзных происшествий с "Ирбенским" было немного: в 1969 г. плавучий маяк сорвало ураганом, в 1982-м пришлось заменить сломанную наутофонную мачту вместе с самим наутофоном. В 1985 году завершилась постройка стационарного маяка "Ирбенский" на гидротехническом основании в районе банки Михайловской, и плавучий маяк "Ирбенский" был снят со своей позиции. Следующим пунктом его установки стала начальная точка глубоководного фарватера, ведущего в Вентспилс, где располагался один из основных незамерзающих портов СССР на Балтике. Однако немалые затраты на содержание приёмного плавмаяка в Вентспилсе не имели большого смысла, и после года с небольшим на новом месте плавмаяк снова остался без работы. С тех пор прошло всего четыре года, а мир, окружающий маяк, изменился до неузнаваемости. Современный и "молодой" по корабельным меркам плавучий маяк стоял без дела и перспектив в иностранной отныне республике. В 1994 году плавучий маяк "Ирбенский" был отбуксирован в Балтийск, а затем — в Ломоносов, на базу 607 ОДнГС. Из стоящего у причальной стенки судна решено было сделать штаб дивизиона. С тех пор "Ирбенский" 15 лет стоял у стенки, а на его борту шла размеренная штабная жизнь. Существовали различные мысли по его использованию. Ещё до перевода в Россию высказывалась идея оставить Латвии ненужное судно вместе с бременем его содержания. Были предложения сделать из "Ирбенского" мемориальное или учебное судно и даже казино. Начальнику дивизиона предлагали срезать с судна мачту с фонарём, чтобы использовать их как светящий знак на берегу… Но "Ирбенскому" повезло: на нём, в отличие от однотипного "Астраханского приёмного", это варварское мероприятие проведено не было. Спокойная жизнь плавучего маяка закончилась в 2009 году, когда он был списан с флота и выставлен на торги в качестве неразделанного лома по цене немногим более одного миллиона рублей. Собратья "Ирбенского" по несчастью, два гидрографических судна, выставленные на те же торги, в итоге были проданы на металл, а "Ирбенскому" снова повезло — на него покупателей не нашлось… Последний плавучийСегодня плавучий "Ирбенский" из Ломоносова отбуксирован в ремонтный док, местами разукомплектованный, ржавый и неприглядный. Тем не менее военные моряки долгое время следили за состоянием судна, подлатывали течи и не допускали внутрь посторонних. Осталась надежда, что последний плавучий маяк, оставшийся в нашей стране, избежит печального конца в руках металлоломщиков. О плавучем маяке вышло несколько телесюжетов, он упоминался на конференциях, посвящённых сохранению морского наследия России (в чём есть особая заслуга руководства музея Мирового океана (г. Калининград) и его Петербургского филиала). Один из самых сложных вопросов, связанных с сохранением "Ирбенского", — вопрос размещения судна после ремонта в месте, где мемориальный маяк-музей сможет привлечь достаточное количество горожан и туристов. Безусловно, плавучий маяк не станет выдающимся коммерческим предприятием. Козырь "Ирбенского" — его историческое значение для Петербурга и России. Стоит сказать, что в крае далёком, но нашенском, то есть в Приморье, тоже хватает ржавеющих судов, имеющих свою личную историю и историю экипажей. Вероятно, их ждёт участь большинства — быть порезанными на металл. Это, как показывает многолетняя практика, проще, нежели дать судну вторую жизнь и поставить плавучим памятником в музее под открытым небом, о необходимости создания которого редакция газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш России неоднократно писала. «Прогресс Приморья», № 26 (438) от 13.07.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |