|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
День ВМФ — инициатива Николая КузнецоваНиколай Герасимович Кузнецов, советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955 г.), в 1939-1947 и 1951-1955 гг. возглавлял советский ВМФ как Народный комиссар Военно-морского флота (1939-1946), военно-морской министр (1951-1953) и Главнокомандующий. Герой Советского Союза (1945). Член ЦК ВКП (б) в 1939-1956 гг., депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Выдающаяся роль Николая Кузнецова в Великой Отечественной стала достоянием общественности только в 1950-1980-е годы. Известен критическими по отношению к сталинскому режиму высказываниями в своих мемуарах. В послевоенные годы был обвинен в работе на разведывательные службы США и их союзников. Но после 1953 г. уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления. Псевдоним — дон Николас Лепанто (в Испании). Сын казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова (1861 — 1915), мать — Анна Ивановна. Родился Николай Герасимович Кузнецов 24 (11) июля 1904 года в деревне Медведки Котласского района Архангельской области. Рассыльный Архангельского портаС 1917 года — рассыльный Архангельского порта. На флоте с 15 лет, в Северодвинской военной флотилии служил на канонерской лодке. В звании краснофлотца Николай Кузнецов принял участие в Гражданской войне. В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северодвинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым на службу (ошибочный год рождения — 1902 — до сих пор встречается в некоторых справочниках). Осенью 1920 года Кузнецов был переведен в Петроград и зачислен в Центральный флотский экипаж. В 1921-1922 годах — строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 года служил в Петрограде, в 1923-1926 годах учился в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926 года. Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер "Червона Украина". Это был первый из построенных в СССР крейсеров. Служил командиром батареи, командиром роты, старшим вахтенным начальником. С 1 октября 1929 по 4 мая 1932 года Кузнецов учится в Военно-морской академии и с отличием оканчивает ее. Получает первую награду от НАМОРСИ РККА — пистолет системы Коровина. После учебы в академии Кузнецов — старший помощник командира крейсера "Красный Кавказ". Благодаря его деятельности в 1933 году крейсер вошел в состав боевого ядра Черноморского флота. С ноября 1933 по август 1936 года командовал крейсером "Червона Украина", где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. В этой должности он пробыл до 15 августа 1936 года. Этот период службы молодого командира ознаменован важными событиями: была разработана система боевой готовности одиночного корабля; позднее она была принята на всех флотах СССР. Был также отработан метод экстренного прогревания турбин, позволивший готовить турбины за 15-20 минут вместо 4 часов (позднее принят на всех флотах), стрельбы орудий главного калибра на самых больших скоростях хода крейсера и на предельной дистанции обнаружения цели. На крейсере начато движение "Борьба за первый залп". Впервые артиллеристы стали использовать самолет для корректировки невидимой цели. На флоте многие заговорили о методах организации боевой подготовки "по системе Кузнецова". В 1935 году крейсер "Червона Украина" занял первое место в Морских силах РККА. За успехи в организации боевой подготовки крейсера в том же году Кузнецов был награжден орденом "Знак Почета". В сентябре поход на крейсере совершил С.Г. Орджоникидзе. Удовлетворенный результатами, состоянием корабля и его экипажа, он наградил командира легковой автомашиной ГАЗ-А. В ноябре 1935 года командующий флотом И.К. Кожанов подверг крейсер всесторонней проверке, дал высокую оценку учениям и объявил личную благодарность командиру и всей команде. В газете "Красная звезда" он опубликовал статью о Кузнецове "Капитан первого ранга", назвав в ней Кузнецова "самым молодым капитаном первого ранга всех морей мира" и рассказав о его выдающихся достижениях. В декабре 1935 года Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды "за выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных Морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев". С августа 1936 года работает военно-морским атташе и главным военно-морским советником, а также руководителем советских моряков-добровольцев в Испании. Много было сделано им, чтобы республиканский флот выполнил поставленные задачи. Его деятельность по оказанию помощи республиканскому флоту была высоко оценена советским правительством: в 1937 году он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. В июле 1937 года Кузнецов вернулся на Родину и в августе того же года был назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом. С августа 1937 года — капитан 1-го ранга и заместитель командующего. С 10 января 1938 по 28 марта 1939 года был командующим этим флотом. 2 февраля 1938 года ему присвоено очередное воинское звание — флагман 2-го ранга. Как командующий флотом на дальневосточных рубежах страны, Кузнецов внимательно следит за обстановкой, за провокациями японской военщины у озера Хасан в 1938 году, принимает меры к повышению боевой готовности флота (здесь отрабатываются в масштабе флота первые директивы по оперативной готовности), лично бывает в районе боев, организует помощь сухопутным войскам. За эту деятельность Кузнецов был награжден боевым знаком "Участник боев у озера Хасан". 23 февраля 1939 года командующий Тихоокеанским флотом одним из первых на флоте принимает военную присягу (новый текст) и дает клятву защищать Родину, "не щадя своей крови и самой жизни для победы над врагом". Народный комиссар ВМФ29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были армейский комиссар 1-го ранга П.А. Смирнов и командарм 1-го ранга М.П. Фриновский. Оба они были активными организаторами репрессий на флоте, причем во всех случаях смена руководства сопровождалась физической ликвидацией предыдущего. Первая проблема, вставшая перед молодым наркомом, состояла в том, чтобы найти место Наркомата ВМФ и свое как наркома в сложившейся тогда системе управления Вооруженными силами. Это документально определено не было. Каждый наркомат замыкался на одного из заместителей Председателя Совнаркома, а некоторыми руководил лично И.В. Сталин. В этой группе оказался и вновь созданный Наркомат ВМФ. Новому наркому приходилось решать все вопросы непосредственно с И.В. Сталиным. Мнение Сталина было решающим. Если он соглашался с предложениями наркома ВМФ, то вопрос решался быстро, а если у него была другая точка зрения, то тогда надо было доказывать и доказывать необходимость предлагаемого. Требовались компетентность, серьезная аргументация, смелость. Ими, а также твердостью, уверенностью в себе, независимостью, способностью отстаивать свои взгляды Кузнецов обладал в полной мере. Он был профессионал в своем деле, всегда самокритично и ответственно относился к любой задаче, был уверен, что ключ к победе лежит в лучшей организации дела. И прежде всего во всех своих начинаниях он стремился добиться наилучшей организации. Вся его деятельность была проникнута одной заботой — готовить флот к защите Родины. Остро стояли вопросы строительства кораблей, баз, разработки необходимой документации, обучения, воспитания и боевой подготовки личного состава. Нарком ВМФ с головой окунулся в работу по выполнению программы военного кораблестроения, принятой в 1937 году. Он был сторонником сбалансированного флота, считал, что надо строить корабли различных классов, учитывая особенности наших морских театров и вероятного противника. Правительство СССР 19 октября 1940 года пересмотрело программу и приняло решение по ее сокращению, отметив необходимость форсировать строительство легких сил ВМФ: подводных лодок, малых надводных кораблей — эскадренных миноносцев, тральщиков, катеров. Несмотря на трудности, к началу войны ВМФ имел более 900 кораблей и обладал значительным боевым потенциалом. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 27 (439) от 20.07.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |