Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Командир доблестного «Севастополя»

Продолжение. Начало в № 25

Гибель С.О. Макарова при подрыве на мине эскадренного броненосца "Петропавловск" стала тяжелым ударом и крайне отрицательно сказалась на положении русской эскадры. Возглавившие флот адмирал Е.И. Алексеев и адмирал В.К. Витгефт полагали, что действия боевых кораблей должны носить сугубо оборонительный характер. Эссену же оставалось только наблюдать, как в пассивной обороне гибнет цвет русского флота.

Когда командование эскадрой принял контр-адмирал Витгефт, поднявший флаг на "Севастополе", произведенный в капитаны 1-го ранга Эссен стал также выполнять обязанности флаг-капитана (начальника штаба) эскадры. Он участвовал в совещаниях и предлагал решительные действия. Эссен считал необходимым прорываться всей эскадрой во Владивосток. Ввиду несогласия капитана 1-го ранга с мнением большинства командиров и командующего Витгефт 25 мая освободил его от должности флаг-капитана и перенес адмиральский флаг на отремонтированный броненосец "Цесаревич". Однако Витгефту пришлось выполнить требование свыше и пробиваться во Владивосток. При неудачной попытке прорыва 10 июня "Севастополь" подорвался на мине и стал на ремонт. Отремонтировали его к 25 июля, а 27 июля прибыло предписание императора немедленно уходить во Владивосток, и утром 28-го эскадра выступила в море. Корабль Эссена шел в колонне броненосцев предпоследним. В ходе боя он получил повреждения, из-за которых скорость упала до 8 узлов. Это не позволило Эссену ни таранить противника, ни идти на прорыв.

Эссен считал, что нужно дождаться прихода подкрепления с Балтики и выступить навстречу кораблям Рожественского. Однако эскадра, которой командовал контр-адмирал П.П. Ухтомский, все больше становилась частью обороны Порт-Артура. На берег перевозили орудия, боеприпасы, отправляли отряды моряков. Броненосцы использовали как плавучие батареи. 10 августа, возвращаясь после обстрела японских позиций, "Севастополь" вновь подорвался на мине. На сей раз 2-месячный ремонт проходил под обстрелом. Японцы редко попадали, ибо Эссен менял место стоянки. К 24 октября моряки завершили ремонт и смогли вести ответный огонь по японским батареям. 23 ноября японцы заняли гору Высокая, с которой просматривали гавань. Используя корректировщиков, японская осадная артиллерия потопила один за другим крупные корабли Тихоокеанской эскадры. "Севастополь" до времени прикрывала стенка гавани, но прямой расстрел русских кораблей в порт-артурской гавани продолжался.

25 ноября Эссен с трудом добился разрешения принявшего командование эскадрой контр-адмирала Р.Н. Вирена вывести броненосец на открытый рейд. Вернув с суши часть экипажа, Эссен поставил корабль в бухте Белый Волк и приготовил его к атакам японских миноносцев. Капитан намеревался выйти в море, пополнить запасы угля в китайском порту и направиться навстречу эскадре Рожественского. Однако Вирен не дал разрешения. Японцы неоднократно атаковали "Севастополь", выпустили по нему около 180 торпед, две из которых попали в цель, а остальные взрывались в противоминных сетях. Позднее моряки соорудили бон. В начале декабря было обнаружено, что от близких взрывов броненосец получил многочисленные трещины обшивки и принял 2500 тонн воды. Попадания вражеских снарядов окончательно вывели "Севастополь" из строя. Команду броненосца отправили для подкрепления войскам на горе Ляотешань. Оставшиеся на борту 80 человек спасли корабль благодаря энергии и умению Н.О. Эссена. Через несколько дней "Севастополь" открыл огонь по позициям японцев, что явилось для них полной неожиданностью. Корабль еще три недели оставался на внешнем рейде и отражал морские атаки неприятеля. А в ночь на 6 (19) декабря 1904 года Эссен получил распоряжение Вирена выполнить секретный приказ об уничтожении судов в связи с капитуляцией Порт-Артура.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 27 (439) от 20.07.2017 г.

Подготовила Наталья Петренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно