Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Две Кореи

Окончание. Начало в № 25

В предыдущем номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России редакция опубликовала материал о заключительной фазе Корейской войны, указав статические данные потерь военной и другой техники.

Если говорить о людских жертвах, то, по официальным американским данным, США потеряли в Корейской войне 54246 человек убитыми и 103284 человека ранеными. Потери СССР составили погибшими и умершими от ран и болезней 315 человек, включая сюда и офицеров Советской армии. 21 человек из этого списка похоронен во Владивостоке в районе остановки "Дальзавод" на Светланской улице. Известно, что СССР, помогая Северной Корее, перебросил в Китай на приграничные с КНДР территории истребительный авиакорпус. Советские лётчики на истребителях МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР сражались в корейском небе с американскими лётчиками. На 38-й параллели сложилась патовая ситуация, когда стало ясно, что необходимо прекратить боевые действия и садиться за стол переговоров. Соглашение о прекращении огня было заключено 27 июля 1953 года. Оно вступило в силу в 22:00. Несколькими часами ранее американский истребитель догнал в небе советский транспортный самолёт и без всякого предупреждения сбил его. События развивались следующим образом. Утром 27 июля 1953 года на взлётную полосу аэродрома Тученцзы советской военно-морской базы в Порт-Артуре вырулил транспортный самолёт Ил-12. На его борту находились шесть членов экипажа во главе с командиром капитаном Дмитрием Глиняным, три офицера-медика 27-й лаборатории авиационной медицины ВВС ТОФ и 12 офицеров и сержантов, которые следовали в отпуска и командировки. После взлёта маршрут пролегал над территорией Китая, более чем в ста километрах от корейской границы. Зона боевых действий была далеко. Полёт проходил нормально, но, когда в 11 часов 26 минут Ил-12 оказался над пунктом Хуа-Гоу, на советский безоружный самолёт напала четвёрка американских истребителей F-86 и хладнокровно расстреляла цель. Сегодня известен главный "герой" той атаки — это капитан ВВС США Ральф Парр. Он подробно описал совой "подвиг". "Я осуществлял полёт на истребителе-разведчике по "оранжевой" степени боеготовности. В 12 часов 30 минут обнаружил самолёт противника, когда он был под моим самолётом. Совершив два захода с целью опознания, я увидел на самолёте Ил-12 большие красные звёзды. Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолёта загорелись, а затем самолёт взорвался…". Это была десятая машина, сбитая Ральфом Парром, что давало ему право называться "двойным асом". Однако сбить "сидящую утку", как называли военные лётчики "транспортник", победой для аса не считалось. Но сам Ральф нисколько не переживал по поводу уничтожения мирного самолёта и 21 пассажира. Он ввёл в заблуждение комиссию, расследующую этот эпизод Корейской войны, указав неправильное время встречи с нашим самолётом, но главной неправдой было его утверждение, что Ил-12 находился в воздушном пространстве КНДР. Вот что рассказали местные жители о той трагедии в небе. 27 июля между 11 и 12 часами они отчётливо услышали частую стрельбу в воздухе, затем последовал сильный взрыв и падение обломков большого горящего самолёта, развалившегося на части. Комиссия, прибывшая на место падения, обнаружила на кабине и фюзеляже транспортника 19 пробоин от крупнокалиберного пулемёта, у шести пассажиров Ил-12 на теле имелись отверстия от пулевых ранений. Погибли все.

Интересно то, что американское командование запретило своим пилотам перелетать китайскую пограничную речку Ялуцзян, однако совсем непонятно, почему именно 27 июля в воздушное пространство КНР вторглись сразу 324 (!) американских боевых самолёта. Такой вот запрет по-американски.

Преднамеренная охота

Спустя время стало известно, что четвёрка Ральфа Парра в небо поднялась с одной целью — догнать Ил-12 и решить вопрос радикально. Дело в том, что именно в те дни в Порт-Артуре проходила партийная конференция руководства базы ВМС, в которой участвовали высшие чины. Транспортный самолёт готовили для отправки именно участников партконференции. Возвращаться этим рейсом в СССР, по всей вероятности, должны были командующий войсками Дальнего Востока Родион Малиновский и сопровождавшие его генералы и адмиралы. Конференция затянулась, и было отдано распоряжение оправить этим рейсом военных медиков, офицеров-отпускников и командированных, так как было ясно, что спустя время соглашение о прекращении огня будет достигнуто. Понятно, что американские военные не могли знать, что командование полетит позже и другим рейсом. Они были уверены в том, что на борту транспортника находится комсостав ВМС СССР. Американцы скопировали план ВВС США 1943 года, когда, вычислив время вылета самолёта японского главнокомандующего адмирала Ямомото, они подкараулили машину и сбили её. Позже стало известно, что это была месть за провал в Перл-Харборе. Тогда задание выполняли истребители Р-38 Lightning, на этот раз истребители F-86 "Сейбр". Однако "японский" сценарий дал сбой — на борту Ил-12 не оказалось командного состава. Об этом американцы узнали с опозданием. Вероятно, по той же причине уже после соглашения о прекращении огня 29 июля 1953 года в 6:49 в 130 милях от мыса Гамова радиолокационными станциями (РЛС) Тихоокеанского флота была обнаружена неопознанная воздушная цель, уверенно державшая курс на Владивосток. По тревоге на перехват нарушителя воздушного пространства с аэродрома в Николаевке поднялись в воздух два истребителя МиГ-15 гвардии капитана Александра Рыбакова и гвардии старшего лейтенанта Юрия Яблоновского. Тем временем неизвестная машина вторглась в воздушное пространство над нашими нейтральными водами залива Петра Великого. Цель зафиксировали радиолокационные станции флота в 7:01. На высоте 10 метров неопознанный самолёт продолжал движение. В 7:11 командир авиазвена сообщил на землю о том, что на расстоянии 10 километров к югу от острова Аскольд обнаружил большой четырёхмоторный самолёт-нарушитель. Им оказался бомбардировщик RB-50 с красными полосами на киле и опознавательными знаками ВВС США. Советский лётчик свидетельствовал: "Об этом я доложил на землю и, убедившись по показаниям приборов, что нарушитель находится над территориальными водами СССР, стал приближаться к нему, желая показать, что он нарушил воздушное пространство Советского Союза и должен его покинуть. В момент выполнения этого манёвра я почувствовал два сильнейших удара по корпусу и крылу своего самолёта, после чего кабина разгерметизировалась. МиГ стал плохо управляться. Ведомый доложил, что самолёт-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. То же сделал и ведомый по моему приказу. Сразу же после этого самолёт-нарушитель с резким креном через крыло ушёл вниз и скрылся в сплошной облачности…" PB-50 рухнул в воду в восьми милях к югу от острова Аскольд в 7:16. В этом месте на глубине примерно трёх тысяч метров его обломки покоятся до сей поры. Американский эсминец "Пикинг" подобрал в тихоокеанских водах лишь второго пилота капитана Джона Роче. Он оказался единственным живым свидетелем тех событий. Остальные 15 членов экипажа бомбардировщика, по всей вероятности, погибли. Позднее у побережья Японии обнаружили останки капитана Стенли О’Келли и старшины Френсиса Брауна. Тела остальных нарушителей не найдены. Однако события на этом не закончились. 2 августа первый заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко вручил ноту протеста послу США Чарльзу Болену по поводу сбитого американскими истребителями советского Ил-12 и погибших ни в чём не повинных людей. Правительство СССР предъявило США ноту с требованием извиниться за инцидент и компенсировать ущерб, нанесённый государству в результате гибели его граждан и самолёта, а также попыталось привлечь американскую сторону к ответственности в Гаагском трибунале. Кстати, СССР оценил ущерб в 7 445 800 рублей, или 1 861 450 долларов США по курсу того времени. Янки выдвинули встречный иск, обвинив русских в воздушном пиратстве, загубивших совершенно невинный экипаж, "забыв" то, что нарушитель оказался военным бомбардировщиком с вооружением и военными лётчиками на борту. Американцы утверждали, что самолёт не приближался к 12-мильной зоне, делая упор на то, что таким образом русские отомстили за сбитый американцами Ил-12. Как сказали бы в Одессе, сбитый военный самолёт США и сбитый "транспортник" СССР — две большие разницы. Несмотря ни на что, о погибших летом 53-го в современной России помнят. Во Владивостоке в Жариковском сквере установлен обелиск — устремлённая ввысь колонна, увенчанная пятиконечной звездой в обрамлении лаврового венка. На постаменте высечена надпись: "Здесь погребены жертвы разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолёт Ил-12 27 июля 1953 года". Здесь же, в картушах, перечислены фамилии 21 погибшего. В день трагедии наших соотечественников у обелиска появляются живые цветы, что говорит о том, что последние жертвы Корейской войны не забыты.

Справка

Ил-12 (по кодификации НАТО Coach — "междугородный автобус") — пассажирский (транспортный) самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. По конструкции — цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трёхопорным шасси с носовым колесом. Первый полёт выполнен 15 августа1945 года под командованием лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. Ил-12 заменил Ли-2 и DC-3 на авиалиниях СССР. Позднее на его базе был создан более совершенный Ил-14.

В начале 1947 года пять самолётов Ил-12 опытной серии были переданы на эксплуатационные испытания в первую отдельную авиагруппу ГВФ, которая базировалась в аэропорту Внуково. Во время эксплуатационных испытаний были выполнены 1500 полётов. По оценке пилотов, Ил-12 обладал простотой в управлении и был доступен пилотированию лётчиками как I, так и II класса. Эксплуатационные испытания завершились 20 мая. 1 мая 1947 года группа Ил-12 участвовала в воздушном параде над Красной площадью.

1 июня 1947 года началась регулярная пассажирская эксплуатация Ил-12 в "Аэрофлоте".

В 1948 году Ил-12 вывели на международные регулярные рейсы. Первой авиалинией, на которой начали применять Ил-12, стала Москва — София. Затем Ил-12 стали регулярно летать в Берлин, Белград, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Тегеран, Стокгольм, Хельсинки, Улан-Батор. В 1954 году открылась авиалиния Москва — Париж.

В СССР самым длительным рейсом Ил-12 был Москва — Хабаровск протяжённостью 7000 км. Полёт занимал 28 часов, с пятью промежуточными посадками.

С 1956 года самолёты Ил-12 начали применять в Антарктиде.

Со второй половины 50-х новый Ил-14 постепенно начал заменять Ил-12. В СССР самолёты Ил-12 эксплуатировались до 1968 года, когда экипаж майора В.М. Базилевича перегнал последний Ил-12 из 478-го учебного авиаполка в Борисоглебске в Чебоксарскую школу младших авиационных специалистов.

В Китае на пассажирских линиях Ил-12 эксплуатировались до 1988 года. А две военные машины с бортовыми номерами 35240 и 35241 использовались до октября 1993 года, пока их не установили на вечную стоянку в музей "Датань Шань".

«Прогресс Приморья», № 30 (442) от 10.08.2017 г.

Подготовил Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно