Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Богатая история «Дальзавода»

АО "Центр судоремонта "Дальзавод" исполняется 130 лет.

Старейшее российское судостроительное и судоремонтное предприятие "Дальзавод" основано в городе Владивостоке в 1887 году. Предприятие является одним из крупнейших судостроительных и судоремонтных предприятий Дальнего Востока. В 2012 году по решению собрания акционеров компания объединена с 178-м судоремонтным заводом и образован "Центр судоремонта "Дальзавод".

Среди первых построек основанного в 1860 году Владивостока были деревянные механические мастерские, где проводился ремонт кораблей, приходивших из центральной России. Эти мастерские стали прообразом будущего завода. Датой основания завода считается 14 (26) октября 1887 года. Тогда были построены первые на его нынешней территории каменные сооружения, получившие название судоремонтных мастерских Военного порта. Об организации нового завода 25 октября 1887 года сообщила газета "Владивосток".

В 1891 году на заводе был собран первый плавучий док. В 1897 году был построен сухой док, названный в честь цесаревича Николая, который присутствовал при его закладке. С введением его в строй для завода стал возможен судоремонт любой степени сложности. Этот док существует до сих пор и известен как сухой док № 1.

В 1919 году завод получил своё нынешнее название, когда Механический завод разделился на две части: мастерские "Совторгфлота" (в дальнейшем ставшие основой 178-го судоремонтного завода) и "Дальзавод".

В первые годы советской власти завод вёл работу по восстановлению разрушенного войной хозяйства Дальнего Востока. Кроме судоремонта он занимался ремонтом паровозов и железнодорожных вагонов, восстанавливал мосты, изготавливал оборудование для лесной, нефтяной, угольной, рыбной промышленности Приморья.

В 1920 году на "Дальзаводе" в практику судоремонта была впервые внедрена электросварка. Пионером сварного судостроения стал инженер "Дальзавода", руководитель технического бюро, в дальнейшем – учёный с мировым именем, профессор и ректор (1925-1928 гг.) ДВПИ В.П. Вологдин. Он сконструировал и построил первый сварочный генератор, освоил практический опыт поддержания дуги, организовал сварочную мастерскую, а затем – факультет сварки в ДВПИ.

В 1927-1932 годах "Дальзавод" построил более 700 судов, в числе которых катера, буксиры, сейнеры, понтоны, баржи, морские моторные парусные шхуны. В 1930 году на "Дальзаводе" было построено первое в России цельносварное судно. С 1931 года завод начал строить и достраивать корабли и подводные лодки для Тихоокеанского флота. В 1941-1945 годах кроме основной программы по судоремонту на заводе было освоено производство боеприпасов и оружия. 2 июня 1945 года "Дальзавод" награждён орденом Ленина, при этом орденами и медалями было награждено более 300 рабочих завода.

После войны завод занимался ремонтом судов ДМП, ВРХФ, китобойной и краболовной флотилий.

В 1980-1990-е годы завод занимался выпуском товаров народного потребления, а также ремонтировал корабли и суда, плавбазы и подводные лодки. В 1982 году в ремонте на заводе находился тяжёлый авианесущий крейсер "Минск", в 1998 году — подводная лодка "Варшавянка".

В 1993 году завод был преобразован в открытое акционерное общество, а в 1996 году – в холдинговую компанию.

В 2012 году по решению собрания акционеров холдинговая компания "Дальзавод" была объединена с 178-м судоремонтным заводом и образован "Центр судоремонта "Дальзавод".

Завод располагает двумя сухими и двумя плавучими доками, позволяющими проводить доковые работы с кораблями длиной до 195 метров. Протяжённость набережных завода составляет 1,5 км, глубины у кордона — 6-9,5 м.

Центр судоремонта специализируется на ремонте надводных кораблей и подводных лодок. В рамках модернизации проведена реконструкция сухого дока, создан центр ремонта подводных лодок типа "Варшавянка", построена ремонтная набережная для универсальных десантных кораблей типа "Мистраль". Предусмотрено строительство эллинга и синхролифта грузоподъёмностью 5000 т, ввод в эксплуатацию плавучего дока грузоподъёмностью 35600 т, возведение над сухим доком № 1 укрытия для круглогодичной эксплуатации. Программа реконструкции рассчитана на 15 лет (2012-2027 годы), объём капиталовложений в первые 5 лет составит 13 млрд руб.

Часть территории бывшего "178 СРЗ" подверглась рекультивации в рамках проекта "Редевелопмент берегового фасада бухты Золотой Рог", находящиеся на этой территории производственные мощности перенесены на территорию бывшего ОАО "Дальзавод". Вдоль побережья бухты возведены торговый центр, гостиница и спа-центры. Территория от сухого дока имени цесаревича Николая до КПП бывшего "Дальзавода" разделена на общественно-рекреационную, торговую и офисно-жилую зоны.

15 ноября 2016 года завершился первый этап модернизации единственного в составе ВМФ РФ судна измерительного комплекса "Маршал Крылов" Тихоокеанского флота (ТОФ) в центре судоремонта "Дальзавод".

Сегодня трудовой коллектив старейшего предприятия Дальнего Востока, сохраняя добрые традиции прошлых поколений, является партнером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России и продолжает писать новую историю предприятия.

Поздравляя предприятие с юбилеем, желаем коллективу новых трудовых свершений, здоровья, счастья, оптимизма и семейного благополучия!

«Прогресс Приморья», № 39 (451) от 12.10.2017 г.

Региональный совет Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно