Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Маяк на мысе Меншикова

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России много рассказывает о тех маяках, которые действуют сегодня. Но на территории нашей страны есть маяки, которые можно назвать бывшими.

Суть в том, что когда-то они верой и правдой служили отечеству, но с известными событиями 90-х годов утратили свою значимость и сегодня не действуют. К таким "бывшим" можно причислить и маяк Меншикова, который в своё время предназначался для обеспечения мореплавания в северной части лимана по фарватеру Невельского и на подходе к Амурскому лиману с севера со стороны Сахалинского залива. Маяк стоит на мысе Меншикова, отсюда и его название. Мыс густо порос лесом, и со стороны моря просматривается лишь фонарное сооружение.

Прошлое

В конце 30-х годов прошлого столетия сюда пришли военные строители, и к осени 1940-го между мысами Орке и Меншикова была возведена береговая артиллерийская батарея № 953. Было сооружено четыре орудийных дворика для 130-мм пушек Б-13, два погреба, КП, прожекторная, ДЭС, казармы, хлебопекарня и баня. На мыс протянули телеграфную линию. Это была самая северная батарея в Хабаровском крае, дальше только Магадан и Камчатка.

В период Второй мировой войны, в 1944 году, для обеспечения морских перевозок по ленд-лизу из США и Канады был построен маяк Меншикова. Это была деревянная башня, на верхней площадке которой был установлен вращающийся прожектор.

Перестраивать маяк начали в 1950 году, и в 1952 году была сдана в эксплуатацию существующая до сих пор коническая бутобетонная башня, вместо фонарного сооружения на верхней площадке временно был установлен снятый с прежней деревянной башни прожектор. Одновременно построили и другие здания городка: дизельную, 2-квартирный дом, баню, склады. В 1955 году на верхней площадке башни маяка было установлено фонарное сооружение.

Настоящее

Добраться до мыса в летний период можно тремя путями. Первый — проехать 50 км на вездеходе или пешком по старой телеграфной просеке. Очевидцы рассказывают, что во времена жизни береговой батареи через болота была проложена гать. Второй — это моторной лодкой по воде из ближайшего населенного пункта, до которого есть дорога. Таковым тут является Озерпах — старинный рыбацкий посёлок. Третий путь — по воздуху на вертолете. Одна из последних экспедиций, которая побывала на маяке, добиралась до нужного места по воде. Участник той экспедиции вспоминал: "Катер "Амур" с 90-сильным хондовским мотором… с семерыми хлопцами на борту развивает около 40 км/ч. Однако надо быть аккуратным: Амурский лиман тут очень мелкий, судоходный канал очень узкий. В основном это глубины меньше метра, и подойти нормально к бухте между мысами Орке и Гитвах можно только в прилив. В остальное время, в тихую погоду — на шлюпке от острова Байдукова, расположенного на расстоянии 4 км от маяка, через залив Счастья, где раньше находился рыбокомбинат, и в его посёлке были магазины, почтовое отделение и больница… Теперь посёлок покинут.

Ближайшее место для высадки с моря, чтобы попасть на мыс, — это бухта между мысами Орке и Гитвах. Сюда же подходит грунтовая дорога, когда-то отсыпанная щебнем, но ныне заросшая и проходимая лишь на квадроцикле. Тут в бухте стоит небольшая теплушка, сделанная из автомобильного кунга, и маячный ЗиЛ. Облицовка "морды" и еще один двигатель лежат рядом, заросшие травой. Не задерживаемся, идем дальше по дороге на гору Мнгашь. На развилке встречается здание дизельной электростанции, которую построили в 40-м для батареи… За зданием есть бассейн. Это для охлаждения дизелей, вместо радиатора — вода насосом поступает в двигатель из бассейна и потом в него же и сливается.

Первым делом наш проводник показывает нам погреба боезапаса, на некоторых решетках еще сохранились замки. Со спутника расположение батареи не видно, все заросло плотно лесом, пришлось попотеть, чтобы все найти...

Есть тут пара мест с каменными осыпями, они отмечены на карте, отсюда хороший вид на остров Байдуков и Малый Лангр…"

Интересно то, что здесь сохранилась система точного времени. Перед закрытием маяк пытались ремонтировать, он стоял в строительных лесах. В сложные 90-е леса растащили как деловую древесину, часть использовали для отопления.

По словам очевидцев, маяк находится в очень плохом состоянии: деревянные конструкции прогнили, бетон рассыпается в песок; да и вообще маяк Меншикова относился к маякам с тяжёлыми условиями труда и быта. Его последний смотритель умер спустя пару лет после закрытия маяка.

Думается, в связи с планированием строительства моста на остров Сахалин есть резон внимательно исследовать территорию, на которой расположен маяк Меншикова, и хотя бы сохранить то, что осталось от построек и самого маяка. По большому счёту, это наше достояние, маяк был возведён в военные годы, память о которых для россиян священна. Значит, исторически важно сохранить эту память здесь, на мысе Меншикова.

«Прогресс Приморья», № 40 (452) от 19.10.2017 г.

Подготовил Степан Марков

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно