Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Нет у революции начала…

Продолжение. Начало в № 40

План оккупации в действии

В борьбе против Страны Советов важная роль отводилась так называемому корпусу белочехословаков, формирование которого началось до вооружённого восстания в Петрограде. Корпус состоял из военнопленных чехов и словаков. Вместе с примкнувшими русскими военными, поддерживающими старый строй, он насчитывал в своих рядах около 60 тысяч хорошо подготовленных и вооружённых солдат и офицеров. Страны Антанты и командование корпуса добились согласия советского правительства на отправку чехословаков во Францию через Владивосток и дальше — на родину, но с условием, что они должны были передвигаться не как боевые воинские части, а как частные граждане. Правительства Франции, Англии и США включили корпус в состав интервенционистских войск, считая его "авангардом союзнического наступления" на Россию.

Стоит сказать, что застрельщиком интервенции на Дальнем Востоке американские и англо-французские империалисты выдвинули Японию, пытаясь тем самым переложить на неё всю вину за развязывание вооружённого нападения на Советскую республику. Японию выдвинули ударной силой оккупационной политики Антанты. Впрочем, преследовалась и ещё одна немаловажная составляющая: союзники Японии полагали, что вторжение войск Страны восходящего солнца на территорию Советской России ослабит позиции японских империалистов в Китае и Корее. Но были и опасения: американские толстосумы, оплачивающие интервенцию, не сбрасывали со счетов и усиление Японии на Дальнем Востоке. По этой причине они не желали прочного укрепления Японии. На этот случай существовал другой план: самим захватить и укрепиться в этом обширном и богатом краю.

Осуществление плана началось в начале 1918 года. Правящие круги Антанты и Тройственного союза нанесли четыре серьёзных удара по молодой республике. 18 февраля на Восточном фронте осуществили вероломное нападение австро-венгерские войска. В начале марта английский десант высадился в Мурманске. Через месяц произошла высадка смешанного японо-английского десанта во Владивостоке. Удар в спину нанёс Стране Советов белочехословацкий корпус, поднявший контрреволюционный мятеж, эшелоны которого растянулись от Пензы до Владивостока. Все опорные пункты и города от Сызрани до берегов Тихого океана контролировали войска белочехословацкого корпуса. Так началась иностранная военная интервенция на территории республики.

5 апреля 1918 года В.И. Ульянов (Ленин) направил две телеграммы ЦИК Советов Сибири (Центросибири), в которых советовал подготовить склады продовольственных и иных продуктов, требовал усилить военную подготовку, а в случае продвижения противника оказывать сопротивление и одобрил все оборонные мероприятия Центросибири. Вслед за телеграммами 7 апреля В.И. Ульянов (Ленин) направил директиву Владивостокскому Совету такого содержания:

"Мы считаем положение весьма серьёзным и самым категорическим образом предупреждаем товарищей. Не делайте себе иллюзий: японцы наверное будут наступать. Это неизбежно. Им помогут, вероятно, все без изъятия союзники. Поэтому надо начинать готовиться без малейшего промедления, и готовиться серьёзно, готовиться изо всех сил. Больше всего внимания надо уделить правильному отходу, отступлению, увозу запасов и жел.-дор. материалов. Не задавайтесь несуществующими целями. Готовьте подрыв и взрыв рельсов, увод вагонов и локомотивов, готовьте минные заграждения около Иркутска или в Забайкалье".

Руководство Владивостокского Совета во главе с Константином Сухановым вступило в полемику с ЦК РКП (б) и  В.И. Ульяновым (Лениным). 10 апреля за подписями К. Суханова и П. Никифорова в Центр был послан ответ:

"Товарищи, вашу записку мы получили. Считаем, что положение безусловно серьёзное, но не безнадёжное, так как, видимо, существуют громадные разногласия в действиях, особенно Америки и Японии. Правда, Япония всеми силами старается ускорить события в свою пользу: первое — приход судов во Владивосток без согласия союзников, второе — высадка вооружённых сил также без согласия местных союзных консулов, но союзники дают японцам почётный выход, приводят свои суда, высаживая свой десант… в противном случае должен быть открытый конфликт, от чего они воздерживаются… По открытой оккупации имеются разногласия среди японского купечества Владивостока... Повторяем, наши соображения подтверждаются пятидневной затяжкой неполучения инструкции правительства консулами по поводу десанта. Будем производить работу, иллюзии не питаем, вашу фразу "не задавайтесь несуществующими целями" просим разъяснить, вызывает разногласия…"

Свой интерес

Члены Владивостокского Совета правильно оценивали положение союзников, понимая, что каждый хотел поживиться за счёт другого. Малыми силами, а то и не прилагая усилий, оккупанты разных мастей пытались поделить Приморье, отхватив кусок пожирнее. Они проводили парады своих воинских частей, браво маршируя по главной улице Владивостока — Светланской, показывая обывателям якобы свою сплочённость и слаженность действий. На деле же всё было иначе. Впрочем, главные противоречия были между США и Японией, но существовали противоречия между Японией и Англией. Это в какой-то мере позволило оттянуть полномасштабную интервенцию на Дальнем Востоке. С другой стороны, высадка японо-английского десанта во Владивостоке, мятеж белочехословацкого корпуса активизировали контрреволюционные силы на всём Дальнем Востоке. Из Маньчжурии в сторону Читы двинулись сотни атамана Семёнова, в сторону Никольск-Уссурийского — войска атамана Калмыкова, полковников Пешкова и Орлова. Красногвардейские отряды Даурского фронта под командованием прапорщика Императорской армии Сергея Лазо рассеяли семёновцев и отогнали их в Маньчжурию. То же самое случилось на Гродековском фронте в Приморье. Несмотря на то что внутренней контрреволюции помогали вооружением, провиантом, обмундированием интервенционистские силы, с ходу одолеть красногвардейцев не удалось. Тогда они приняли решение подавить сопротивление собственными силами. Во Владивостоке были высажены японские дивизии, следом прибыли 27-й и 31-й американские полки. На помощь им из калифорнийского лагеря Фремон командование направило ещё 5 тысяч солдат и офицеров.

В непростой ситуации, когда в сторону Никольск-Уссурийского выдвинулись 18 тысяч человек, был образован Уссурийский фронт, которым командовал В. Сакович. Красноармейские отряды И. Шевчука, Г. Шевченко, А. Флегонтова, Б. Шишкина, Урбановича и других нанесли ощутимые удары белочехословакам и интервентам. Казалось, победа близка, но у разъезда Духовского в бой была введена 12-я японская дивизия и американские полки. Красногвардейские отряды оказались в тисках между японскими, американскими и английскими войсками с одной стороны и войсками мятежного чехословацкого корпуса — с другой. Такое положение привело к отступлению красноармейцев. Они сдавали одну позицию за другой. Так Уссурийский фронт прекратил своё существование.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 43 (455) от 09.11.2017 г.

Подготовил Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно