|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Парламентаризм нашего городаРассказывая в газете Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России о становлении во Владивостоке городской Думы, мы придерживались пусть не подробного, но определённого хронологического порядка. И если идти по такому пути, то трудно не заметить большой исторический пласт развития городского парламентаризма в период двух революций — Февральской и Октябрьской 1917 года, последовавших за ними Гражданской войны и международной интервенции. Право голоса дали женщинамРеволюции 1917 года, Гражданская война, а также последующая интервенция во Владивостоке внесли хаос не только в повседневную жизнь горожан, но и привнесли немало беспорядка в работу представительных органов, в том числе Думы. Временным правительством было введено всеобщее избирательное право, кстати, к голосованию теперь были допущены и женщины. 3 марта 1917 года гласные Владивостокской Думы собрались на заседание и избрали комитет общественной безопасности. Летом 1917 года во Владивостоке прошли выборы первой демократической Думы. В эту Думу избирался 101 гласный. Победил с подавляющим преимуществом список за номером 13 — блок Совета солдатских и рабочих депутатов и социалистических партий. Однако история этого органа оказалась весьма короткой. Стоит сказать, что Владивостокской городской Думе приходилось существовать в условиях меняющихся режимов власти на Дальнем Востоке. Выборы в Думу проходили практически ежегодно на всем протяжении Гражданской войны. Результаты выборов неоднократно отменялись, выборные процедуры срывались, пересматривалась избирательная система, менялся состав Думы. Все это делалось временными властями лишь для того, чтобы обеспечить лояльность гласных по отношению к тому или иному режиму. Однако такая политика, напротив, порождала оппозиционность органов местного самоуправления. В условиях войны, интервенции, дефицита средств и инфляции на плечи Владивостокской городской Думы свалились вопросы жизнеобеспечения города и поддержания городского хозяйства. 30 октября 1919 года глава города И.И. Еремеев доложил Владивостокской Думе о катастрофической ситуации дел в городском хозяйстве. 1 ноября 1919 года городская Дума на экстренном собрании принимает решение сдать муниципальные предприятия в долгосрочную концессию. Претенденты на городское хозяйство, пользуясь безвыходностью городского управления, пытались навязать свои кабальные условия. Городская Дума по вопросу сдачи предприятий в аренду с 1919 года по 1921 год заседала более 20 раз. 19 октября 1922 года состоялось последнее заседание Владивостокской городской Думы — за несколько дней до вступления во Владивосток частей Красной Армии и установления в Приморье советской власти. Официально Владивостокская городская Дума была упразднена 27 октября 1922 года. Роль местных СоветовПосле окончания Гражданской войны и иностранной интервенции до марта 1923 года на территории Приморья и Владивостока власть осуществлялась через революционные комитеты — временные органы власти. Дальревком 12 декабря 1922 года опубликовал постановление "Об организации на местах Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов". Выборы во Владивостокский городской Совет рабочих, крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов состоялись в июле 1923 года, а 9 июля прошло первое его заседание. Первым председателем горсовета стал К.Ф. Пшеницын. По социальному составу депутаты были рабочими, крестьянами, бывшими революционерами. Депутатами были также женщины. Владивостокский городской Совет с самого начала своей деятельности приступил к решению первоочередных хозяйственных проблем, связанных с послевоенной разрухой. В первую очередь работа велась по восстановлению городских предприятий коммунального хозяйства. Горсовету пришлось решать еще одну непростую задачу — ликвидировать детскую беспризорность как следствие Гражданской войны. В марте 1924 года во Владивостоке был открыт детский дом для школьников, а в 1927 году в городе начали работу 12 детских площадок с горячим питанием. В 1929 году городской Совет предпринимает первую попытку по решению жилищной проблемы во Владивостоке. Под 32-квартирный дом переоборудована казарма на Эгершельде. В январе 1932 года на заседании Владивостокского горсовета принято решение о создании треста "Коммунстрой" для строительства городского жилья. Вопросы нехватки жилья постоянно звучали на сессиях городского Совета. В 1934 году построено 40 тысяч кв. м жилья. В 1936 году началось строительство первого 8-этажного жилого дома "Серая лошадь". Дом по тому времени был уникальным строением. В нем был спроектирован мусоропровод. Уделялось внимание и развитию транспорта. Летом 1928 года проложена трамвайная колея длиной 2,6 км от Первой речки до Третьей рабочей. В 1934 году началась реконструкция городского трамвая по переводу узкоколейных путей на широкую колею. Были приобретены новые трамвайные вагоны: 15 моторных и 10 прицепных. В 1928 году появились первые 6 пассажирских автобусов, которые стали работать на Эгершельде. В 1934 году по решению городского Совета открываются три автобусных линии: Вокзал — Эгершельд; Вокзал — Мальцевский базар; Вокзал — Первая речка. К 1937 году автобусный парк насчитывал 22 машины. Владивостокский городской Совет уделял особое внимание состоянию улиц. В 1934 году по его инициативе создается трест зеленого строительства. Только за этот год на благоустройство улицы Набережной выделено 58 тысяч рублей. В 1930 году был создан первый городской парк культуры и отдыха на месте бывшего Покровского кладбища. Послевоенные годыВ 1946-1949 годах во Владивостоке проделана большая работа по благоустройству и озеленению улиц. Были установлены новые уличные фонари, высажено 21950 деревьев, устроено 10200 кв. м цветников и газонов. Особое внимание уделялось улице Набережной. В 1946 году принято решение о переносе Семеновского базара и строительства на его месте стадиона "Динамо". В благоустройство городским Советом вложено 31,2 млн рублей, капиталовложения в тяжелые послевоенные годы из центра не поступали. В 1959 году городским Советом принимается решение о начале подготовки к 100-летнему юбилею города. Асфальтировались и озеленялись улицы. Началась теплофикация жилых домов и предприятий. В центре города устанавливались памятники Гражданской войны. 28 апреля 1961 года был открыт памятник борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. В 1960-1970-х годах Владивостокским городским Советом большое внимание уделялось строительству дорог и развитию общественного транспорта. 25 октября 1962 года трамвай пошел по новому маршруту Вокзал — Сахалинская. В мае 1962 года начал действовать фуникулер. До этого в СССР фуникулеры были только в Тбилиси и Сочи. 26 октября 1963 года открылось движение по Некрасовскому путепроводу. В конце 1976 года началось строительство первого подземного перехода на пересечении улицы Ленинской и Океанского проспекта. В 1978 году в городское хозяйство поступило 13 новых трамваев, 10 троллейбусов и 60 автобусов. 9 сентября 1980 года Владивостокский городской Совет принял решение прекратить промышленное строительство в черте города. Отныне во Владивостоке возводились лишь объекты, необходимые для жизнедеятельности города и горожан. 26 марта 1984 года Владивостокский городской Совет утвердил план подготовки к 125-летию города. Появился целый ряд полезных для города объектов. Были благоустроены пляжные зоны в бухте Федорова, Морского городка, мыса Анны, благоустроен парк Минного городка. Проводились мероприятия по дальнейшему освещению и озеленению улиц. На благоустройство города горсовет отпустил 16 млн рублей. В апреле 1990 года был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Местные Советы закон определял как основное звено в системе местного самоуправления. Экономическую основу местного самоуправления по новому закону составляли природные ресурсы (земля, леса, вода и т. п.), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов. Местным Советам законом предоставлялось право вступать во внешнеэкономические связи, участвовать в них на принципах валютной самоокупаемости: заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции, создавать совместные предприятия, организовывать приграничную и прибрежную торговлю и т. п. Депутаты городских Советов впервые получили право законодательной инициативы в объеме своих полномочий. 8 июля 1991 года Владивостокский городской Совет принял решение о выборах главы местной администрации — мэра Владивостока. Выборы прошли в декабре 1991 года. С 31 декабря к исполнению своих полномочий приступила администрация города Владивостока. Решением городского Совета от 22 сентября 1991 года улицам Владивостока возвращены их исторические названия: Светланская, Семеновская, Алеутская, Пологая, Петра Великого и другие. Это было сделано по инициативе Бориса Алексеевича Дьяченко. «Прогресс Приморья», № 50 (462) от 28.12.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |