Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Певица из «медвежьего угла»

Наша страна всегда была богата талантливыми женщинами, которые проявили себя в разных отраслях человеческой деятельности.

К их числу, безусловно, принадлежат члены экипажа самолёта "Родина", который совершил беспримерный перелёт Москва — Дальний Восток и посадил воздушное судно в глухой тайге Хабаровского края. 24–25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 "Родина" экипаж в составе командира В. С. Гризодубовой, второго пилота П. Д. Осипенко, штурмана М. М. Расковой совершил беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6 450 км (по прямой — 5 910 км). В ходе перелёта (26 ч 29 мин) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Можно назвать первых женщин-героинь космоса — Валентину Терешкову и Светлану Савицкую, которых знает весь мир. Были и есть в России женщины-политики, женщины-врачи; не хуже мужчин управляла морскими судами женщина-капитан Анна Щетинина, имя которой помнят и чтят в Приморье. Немало женщин-композиторов, актрис, певиц. У каждой своя неповторимая судьба, исключительно свой жизненный путь.

В советское время по радио и телевидению часто передавали концерты певицы Веры Давыдовой. Увы, но в перестройку её имя было забыто, о ней практически не вспоминали. Думается, зря. Тот тернистый путь, который прошла она, двигаясь к своей заветной мечте, довольно поучителен и необычен.

В ряде номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказывали о двух революциях и Гражданской войне в России, водоворот которых перемолол судьбы многих известных россиян, среди которых сотни и сотни наших земляков-дальневосточников. В их числе оказалась и будущая певица Вера Давыдова.

Девочка по имени Вера

Вот что пишет в своих мемуарах один из биографов Веры Давыдовой. "Надо же, сколько лет езжу на свой дачный огород через… Матвеевку, и даже не подозревал о её истории. Деревня (вернее, село) сразу за аэропортом, как многие у нас, — в две-три улицы, с деревянными "хоромами", посеревшими под злыми ветрами и лихим солнцем, с прогнувшимися мостками на дорогах да разграбленными в последние годы фермами, силосными ямами. Ничем не примечательное село, но своя история у него есть. Вот её штрихи.

Два года, начиная с 1908-го, в Матвеевке, в здешней начальной школе, учительствовала некая приезжая дама Софья Ивановна Давыдова. Не поверите, но в той крохотной Матвеевке Давыдова вела уроки словесности с элементами музыкальной грамоты. Неслучайно одаренную "училку" приметили и в конце лета 1910 года — назначили учительницей в трехклассную женскую школу города Николаевска-на-Амуре. Приехала она сюда с четырехлетней дочерью Верочкой. В таком небольшом возрасте Верочка впервые выступила на публике — это было 12 августа 1912 года, в день 100-летия Бородинской битвы. Верочка была одета в красный сарафанчик и стояла в центре на полшага впереди хора. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана…" — пел хор. И в нём выделялся голос Верочки.

Это был первый успех Давыдовой. Она прожила в этом северном городе почти десять лет. После школы закончила здешнюю женскую гимназию, и все время училась музыке, сольному пению у своей мамы, её подруг".

Воз дров за песню

Время было смутное: власть менялась — то белогвардейцы, японская интервенция, то красные партизаны Якова Тряпицына, а Верочке хотелось петь. Какая бы власть ни стояла в николаевском дворе, музыка и песня были всегда востребованы. Вера часто выступала и всегда имела успех. Даже удостоилась похвалы начальника штаба красных партизан Нины Лебедевой-Кияшко во время "николаевской коммуны" и получила приз — полный воз дров.

Когда население эвакуировалось из Николаевска-на-Амуре, отчим Верочки М. К. Флёров выволок из укромного места небольшую лодочку, усадил в неё жену, Верочку и в ночь с 29 на 30 мая ушёл вверх по Амуру. Так закончилось детство этого талантливого ребенка, так она простилась с любимым городом. Двое суток беглецы гребли, сменяя друг друга на веслах, пока не вошли в устье Амгуни. В Удинске их остановили партизаны, проверили документы и разрешили следовать дальше, к посёлку Керби. Едва они пристали к берегу, как случилась беда. Их окружил десяток местных партизан с чёрными бантами. Верочку отделили от родителей и пытались увести в партизанский штаб. Софья Ивановна встала на пути бесстрашно: не пущу, не дам! Стреляйте всех!

Был уже кем-то выхвачен револьвер, как вдруг раздался громкий голос:

– Убрать оружие! Ты что, очумел, болван?

– Караульный приказал доставить девчонку в штаб.

– Скажи своему караульному, что Бучанов освободил. Понял?

Софья Ивановна посмотрела на своего спасителя. Перед ней стоял белобрысый паренёк в кожаной тужурке и папахе. Видимо, из здешних начальников.

– Что, учительница, не узнаешь? Ты же меня в Матвеевке грамоте учила. Бучанов я, Лёшка Бучанов. А это твоя Верочка, что ли? Ишь, как выросла. Ну ладно, ступайте, устраивайтесь.

Устроились они на квартире у местной учительницы. Но ненадолго. Как-то Лёша Бучанов забежал к ним вечером и предупредил об опасности. Сказал, что помочь на этот раз не сумеет. "Спрячьтесь на время", — посоветовал парень…

Вскоре беглецы с остальным население направились через перевал Эзоп на Экимчан и дальше в Благовещенск. Флёрову как банковскому бухгалтеру было оказано особое доверие — доставить николаевскую казну. 600 вёрст пробивался отряд сквозь тайгу, шли узкими тропами, горными склонами и болотами, наконец, спустились к Селемдже, где их подобрал небольшой пароходик "Рюрик". 22 октября 1920 года он доставил их в Благовещенск.

Верочке довелось жить в этом городе почти десять лет, здесь она училась, участвовала в любительской оперной студии, вскоре уехала в Ленинград, в консерваторию, а после неё оказалась в Ленинградском академическом театре оперы и балета. В 1932 году её пригласили в Москву, в Большой академический театр оперы и балета.

С 1932 по 1956 годы Вера Александровна Давыдова была одной из ведущих здешних солисток. В её репертуаре насчитывалось 22 оперных партии — Кармен, Любаша из "Царской невесты", Амнерис ("Аида"), Марфа ("Хованщина") и другие. Кроме работы на оперной сцене, Давыдова часто выступала в концертных программах. Сцену она покинула в 1958 году и до конца 80-х годов прошлого века занималась педагогической деятельностью в Тбилисской консерватории. В 90-е годы в Грузии началась борьба за власть, переросшая в гражданскую войну, и Вера Александровна была вынуждена вернуться в Москву. До своего 90-летия она не дожила несколько лет — умерла в 1993 году.

Награды Веры Александровны Давыдовой: Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства; Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение партии Любавы в оперном спектакле "Садко" Н. А. Римского-Корсакова; Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение партии Марфы в оперном спектакле "Хованщина" М. П. Мусоргского; Народная артистка РСФСР (1951); Народная артистка Грузинской ССР (1981); Заслуженная артистка РСФСР (1937); орден "Знак Почёта" (02.06.1937); орден Трудового Красного Знамени (1951).

Был дорог Дальний Восток

Долгие годы Давыдова переписывалась с известным краеведом, историком Николаевска-на-Амуре Владиславом Иннокентьевичем Юзефовым, несколько лет назад ушедшим из жизни. В одном из последних писем она сообщала: "С большим волнением я вспоминаю город Николаевск и болею душой, что уже не могу посетить город, где прошло мое детство, и где мне пришлось так много пережить трудных и страшных дней в 20-м году. До этого года мне всегда светило солнце. Радость, счастье соприкасаться с прекрасной природой, постоянно видеть Амур, горы, тайгу…".

Заметим, что о страшных днях 20-го года написано немало документальной и художественной прозы, статей, очерков, поэтических произведений. Вся страна была объята пламенем Гражданской войны, и говорить, что на западе или юге было легко, а на востоке трудно, конечно же, не совсем объективно. Страдала вся страна — вот объективная реальность. И то, что в этой междоусобице Вера Давыдова не только выжила, но и стала Заслуженной артисткой, есть доля божьего промысла. А талант и трудолюбие стали главными помощниками на пути к мечте маленькой девочки Веры из Николаевска-на-Амуре.

«Прогресс Приморья», № 9 (471) от 08.03.2018 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно