Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Место рождения — Карское море

Без малого 85 лет назад ледокольный пароход "Челюскин" вышел из северной столицы СССР по маршруту "Ленинград — Мурманск — Владивосток" и должен был пройти его по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Было это 16 июля 1933 года. На борту "Челюскина" находились 112 человек. На зимовку на остров Врангеля направлялись геодезист, научный сотрудник Всесоюзного арктического института Василий Гаврилович Васильев с женой Доротеей Ивановной, имеющей специальность модельщицы, участницей Чукотско-Анадырской экспедиции 1931–1932 годов. В походе на "Челюскине" 31 августа 1933 года у них родилась девочка, которую назвали в честь места, где она появилась — Карского моря — Кариной. Когда удалось отыскать след Карины Васильевны Васильевой, ей было 84 года, это была та самая Карина, которая родилась на "Челюскине"!

Она стала участницей героической ледовой эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода "Челюскин" пришлось спасать: по Северному морскому пути "Челюскин" так до конца и не прошел. 13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул. Лагерь Шмидта (по имени руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта) остался жить на льду.

Эвакуировали челюскинцев по воздуху. 5 марта 1934 года летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 первым пробился к лагерю Шмидта и вывез со льдины в с. Уэлен сразу 10 женщин и двух детей. Среди них была и Карина Васильева (вторая девочка, Алла Буйко, была чуть постарше Карины, родилась она в августе 1932 года в Ленинграде и ехала с родителями на "Челюскине" тоже на остров Врангеля; на пароходе она стала ходить и начала говорить).

Карина Васильева живет в Санкт-Петербурге — колыбели революции, по профессии — геолог, пошла по стопам отца, но работала не на севере, а на юге. И в жизни никогда не воспользовалась статусом "участницы челюскинской эпопеи". Вот что она рассказала: "Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров, я не знала, — говорит Карина Васильевна, которой рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний спасатель челюскинцев обрел покой на погосте в Хабаровске. О его последнем полёте редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала подробно на своих страницах.

О том, что Александр Светогоров "доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной", удалось узнать из исторического формуляра за 1934 год Второго (ныне Пятого) объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края. Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. С фрагментом формуляра ознакомили Карину Васильевну.

"Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу, — говорит Карина Васильевна. — Я, конечно, участница, но не очевидец. Я там была, присутствовала. Такой исторический факт, не более того. Я ведь такой маленькой была, крохой, ничего не помню, ничего не знаю. Мне потом мама рассказывала, как все было, а недавно я перечитывала ее записи… Когда была еще жива моя мама, Доротея Ивановна (умерла в 1994 году), они интересовались судьбой челюскинцев, поддерживали с некоторыми связи, им было интересно общаться, — продолжает она. — Я знала Аллочку Буйко — ту самую маленькую девочку, которая тоже была на пароходе "Челюскин". Но ее уже несколько лет как нет в живых. Я, в общем-то, осталась одна из челюскинцев, можно сказать, последняя из могикан".

Карина Васильевна говорит, что в свое время поддерживала отношения с челюскинцами: летчиком и первым Героем Советского Союза — как раз за спасение челюскинцев — Анатолием Ляпидевским; художником Федором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР, автором знаменитой картины "Опять двойка"; Виктором Гуревичем — мотористом с "Челюскина"; механиком Александром Погосовым — комендантом взлетно-посадочной полосы в лагере Шмидта, который принимал и отправлял самолеты, руководил действиями строительных бригад и последним вылетел из ледового лагеря; с летчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым. Видела Карина и самого академика Отто Юльевича Шмидта — начальника экспедиции парохода "Челюскин", конечно, не тогда, когда родилась, и он ее даже мог нянчить, а уже во взрослом возрасте. По словам Карины Васильевны, "было это в 1952 году, когда Шмидт приезжал в Ленинград, в университет, и читал математические лекции "о сотворении мира" (смеется)". И еще из воспоминаний: "Он попросил аудиторию, чтобы я подошла к нему после лекции, так как знал моих родителей и что я тут учусь, но после лекции его окружил народ, а я была стеснительная, и подойти не смогла... Но все они давно умерли, — грустит Карина Васильевна. — Я давно уже не езжу в Москву. Возраст, извините!.. У нас же там каждый год, 13 февраля, в день, когда затонул пароход "Челюскин", в ресторане "Прага", что на Арбате, собирались челюскинцы. Отмечали второй день рождения. Теперь эту вахту подхватили родственники челюскинцев. Но я их уже не знаю, меня с ними ничего не связывает..."

Вспоминает Карина Васильевна, как побывала уже во взрослой жизни на Чукотке, там, где терпел бедствие пароход "Челюскин". Было это в 1984 году — на пятидесятилетие челюскинской эпопеи.

"Агитперелет на Чукотку организовал Московский ЦК ВЛКСМ, — рассказывает Карина Васильевна. — Несколько челюскинцев было с нами (с мамой и мной): ихтиолог Анна Сушкина, механик Александр Погосов, Герман Грибакин — бортмеханик на самолета Р-5 в отряде летчика Героя Советского Союза Николая Каманина (в звене Бориса Пивенштейна), позже — инженер-конструктор в КБ А. Н. Туполева, корреспонденты. Мы были в Анадыре, в Ванкареме, в Уэлене, на мысе Шмидта, словом, в тех точках, где проходила спасательная операция. Помню, как самолет пролетал вдоль береговой черты еще тогда Советского Союза, Чукотского моря. Так вот, позвали меня во время полета в кабину к летчикам и показали ту точку (координаты парохода), где я родилась в Карском море... С тех пор никто ничего не организовывал. Теперь только Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге проводит челюскинские чтения. Но забытой Карина Васильевна себя не чувствует. Говорит, есть люди, которым до сих пор интересно узнать что-то про челюскинцев.

Из воспоминаний Карины Васильевны:

"Я родилась на "Челюскине". Это было интересное событие, и все принимали участие в выборе имени. Было много разных предложений. Но вот прошло имя Карина. Посчитали, что это самое удачное имя, поскольку я родилась в Карском море. У меня даже в паспорте записано: место рождения — Карское море. Но родилась я на борту корабля. Рождение мое случилось до того, как "Челюскин" попал в ледовый плен. Тогда сложилась тяжелая ледовая обстановка. Когда случилось сильное сжатие, разорвало борт, и экспедиция высадилась на лед. Через огромную пробоину можно было выходить на лед.

Первые три дня было очень сурово, так как все жили в тряпичных палатках при температуре ниже 30 градусов мороза. Потом был готов барак. Его утеплили снегом и льдом. Сделали печку из бочки. Нас с мамой разместили около печки. Воду топили изо льда. Меня в ней купали. На льдине мы жили 21 день".

Выписка из исторического формуляра за 1934 год Пятого (тогда Второго) объединенного авиационного отряда ФСБ России (г. Елизово, Камчатский край), публикуется впервые: "…В феврале 1934 года эскадрилья послала на помощь челюскинцам три самолета: два АШ-2 и один "Савойя-С62бис, пилотируемый летчиком Светогоровым. Желающих было гораздо больше, желающими лететь были все, но помполит говорил: "Товарищи, мы должны обеспечить неприкосновенность наших границ, а тем самым и успех операции по спасению челюскинцев". И все понимали, что помполит прав и еще больше работали, учились, осваивали новые места.

28 марта из Петропавловска вторым рейсом на север отходил пароход "Сталинград". На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет Болотова. Наша экспедиция погрузила на борт парохода самолет "Савойя" С-62 бис с экипажем в составе летчика Светогорова, летнаба Тесакова, техника Лукичева, стрелка-моториста Жука.

Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. 20 суток стоял он, сжимаемый со всех сторон льдами. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части было повреждено 27 шпангоутов. Можно было ожидать, что экспедиции самой придется высаживаться на лед. Но ветер повернул, и в ледяном поле образовались разводья. Пароход смог выйти на чистую воду.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 10 (472) от 15.03.2018 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно