|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Торпеды попадают в цельВойна застала "Константина" в полной готовности к боевым действиям. 28 апреля 1877 года корабль с четырьмя минными катерами на борту вышел из Севастополя и направился к кавказскому побережью, где находилась тогда, по данным разведки, мощная турецкая эскадра. 1 мая близ Батума удалось обнаружить сторожевой корабль неприятеля. Четыре катера были спущены на воду и пошли в атаку. Одним из них командовал лейтенант Макаров. Первая попытка минной атаки не принесла успеха… Дело было новое. Как всегда после первой неудачи, заголосили скептики. Флот неприятеля беспрепятственно курсировал вдоль черноморских берегов, не встречая сопротивления. Вывод напрашивался простой: нужно дать отпор, но как ухитриться нанести удар бронированным ракетным кораблем?.. 28 мая "Константин" вновь вышел в боевой поход. На этот раз курс был взят на запад, к устью Дуная, где в многочисленных протоках стояли корабли неприятеля. Подрыв удалось осуществить, но корабль остался на плаву. Вот если бы отправить его на дно! Участники дерзкого рейда были награждены. Первой боевой наградой Макарова стал орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. Молодому лейтенанту было тогда всего 27 лет. Громкую огласку получила эффективная операция "Константина" у Гагр. Едва дав команде отдохнуть от напряженного похода, вечером лейтенант повел "Константина" с минными катерами на борту в новый поход. Турецкий десант продолжал удерживать Сухум. Поддержку десанту оказывали своим огнем корабли неприятеля, стоявшие на Сухумском рейде. Макаров спешил на встречу с ними. Сразились "Константин" и корвет "Ассари Шевкет". Все четыре катера, спущенные с палубы, взорвали свои мины в непосредственной близости от корабля неприятеля. Атака продолжалась ровно пять минут, потерь не было. "Ассари Шевкет" получил подводные пробоины. Успех на этот раз был несомненен, и Макаров был удостоен ряда наград: золотого кортика с надписью "За храбрость", ордена Георгия IV степени. Он также был произведен в капитан-лейтенанты. Однако позже выяснилось, что поврежденный корвет (не броненосец, как доложили ему матросы катеров) остался все же на плаву. Четыре мины, взорвавшиеся рядом, не нанесли кораблю глобальных повреждений. В то же время Макарову стало ясно, что заряд слаб, что атаковать корабли противника минами с помощью шеста или буксира — дело пустое. Он понял главное: необходимо придумать самодвижущиеся мины — именно за ними будущее. Первая торпедаПервым в России сконструировал торпеду талантливый русский изобретатель, художник по профессии, Иван Александровский. Три года спустя стало известно, что англичанин Уайтхед тоже проводит опыт с самодвижущимися минами в Адриатическом море. Александровский обратился в Морское министерство за помощью. Но там уже, оказывается, вели переговоры с английской фирмой о покупке у неё "секрета" торпед. Между тем Александровский, испытывая трудности, кустарным способом сумел довести свое изобретение до конца. В 1874 году в Кронштадте была благополучно испытана его торпеда, а в следующем году на новых испытаниях она превзошла по техническим качествам тогдашний образец торпеды Уайтхеда. Дорогостоящие торпеды были проданы за границу, в русском флоте изделия официально назывались "Самодвижущиеся мины Уайтхеда". И это, конечно же, несколько удивляло: придумал-то торпеду Иван Александровский. Макарова такое отношение к отечественным достижениям возмущало до глубины души. Не было предела его возмущению и на этот раз. Ко времени Русско-турецкой войны случаев боевого применения торпед еще не было. Макаров бомбардировал военное ведомство рапортами с просьбой дать ему возможность провести атаку минами Уайтхеда. Отказывали под предлогом: стоят они дорого — 1 200 золотых рублей. Строительство броненосца обходилось тогда в 3–5 миллионов рублей. В итоге Макарову уступили. И он получил эти драгоценные торпеды. Учебных стрельб провести не удалось: импортных торпед было мало, приходилось экономить. "Ну что ж, — решил Макаров, — испытаем их сразу в бою". Только в середине декабря 1877 года "Константин" отправился в боевой поход к Батуму. В ночь на 16 декабря, обнаружив турецкую эскадру в Батумской бухте, Макаров приказал провести атаку. Два его катера понесли торпеды к сильнейшему броненосцу "Махмудис". Раздался сильный взрыв… Оба командира свидетельствовали, что цель поражена. Об этом было доложено командованию. Макарова представили к внеочередному присвоению следующего звания — капитана 2 ранга (в 28 лет такой чин — честь немалая!). Но скоро выяснилось, что наблюдатели ошиблись, "Махмудис" повреждения не получил… К началу зимы 1877 года в Русско-турецкой войне наметился решительный перелом. После долгой осады в Болгарии капитулировали осажденная русскими крепость Плевна, а в Закавказье взят Карс — оплот обороны неприятеля в том районе… На Кавказе в начале января 1878 года русская армия готовилась к штурму сильно укрепленного Батума. Макаров получил приказ: "Константин" должен отправиться к Батуму и попытаться отвлечь на себя внимание турецких кораблей. Поздно вечером 13 января "Константин" под прикрытием тумана скрытно подошел к Батуму. Ночью два катера, вооруженные самодвижущимися минами, пошли в атаку. С небольшого расстояния катера выпустили торпеды. Обе взорвались одновременно. Турецкий корабль "Интибах", потопленный в Батуме, оказался первой в мире жертвой торпедного оружия. Трогательную телеграмму С. О. Макарову послал по этому поводу адмирал А. А. Попов. "Наконец-то полный успех. Позвольте считаться не учителем, а учеником". Так у 28-летнего капитана 2 ранга Макарова, на подбородке которого еще не выросла знаменитая адмиральская борода, появился первый именитый ученик. О жизни и деятельности Макарова газета Приморского регионального отделения СоюзМаш России писала в одном из номеров. Долгожданную победу Макаров одержал вовремя: через пять дней, 19 января 1878 года, было подписано перемирие. Война окончилась. «Прогресс Приморья», № 11 (473) от 22.03.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |