|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Подводники — народ особый...Продолжение. Начало в № 10 История развития подводного флота России — это всегда сложный путь блестящих побед и реже неудач. Российские военные инженеры стремились работать на опережение, что им, без сомнения, удавалось. В большей мере решали непростые задачи люди, которые знали о подводных лодках всё, им не понаслышке были знакомы риски, связанные с подводным плаванием. Угрожали подводникам не только корабли, но и минные заграждения. Так, 13 апреля 1904 года у Порт-Артура, выставив мины, японцы погубили флагман российской Тихоокеанской эскадры броненосец "Петропавловск". Российские моряки за потерю флагмана с лихвой отплатили противнику, отправили 15 мая того же года на морское дно два японских броненосца. Тогда пришло понимание того, что мины из оружия оборонительного, предназначенного для защиты собственных гаваней, становились наступательным оружием, когда скрытно выставлялись на коммуникациях неприятеля. Забегая вперёд, скажем, что наши инженеры не только нашли способ установки "наступательных" мин. Показательным является опыт студента Горного института Михаила Налётова. Он по воле судьбы оказался в 1904 году в Порт-Артуре и ознакомился на практике с устройством подводной лодки. И ему пришла в голову гениальная мысль, что можно построить подводный корабль, который будет способен доставлять мины в заданный район. Михаил принялся изготавливать один экземпляр такой подлодки. В разгар работы, в декабре 1904-го японцы предприняли несколько попыток штурма крепости, что им в итоге и удалось. Налётов, покидая с отступающими частями Порт-Артур, уничтожил внутреннее оборудование и взорвал корпус. Вернувшись в Россию, Михаил не отказался от своего изобретения — минного заградителя. Он заручился рекомендательным письмом одного из участников обороны крепости, будущего морского министра Ивана Григоровича. Налётов буквально горел идеей строительства минного заградителя. На собеседовании он заявил, что, "как и всякая подводная лодка, подводный минный заградитель не нуждается в обладании морем". Он сделал вывод: "Полсотни подводных минных заградителей водоизмещением 300 тонн каждый могут ежемесячно ставить 3 000–5 000 мин — количество, с которым практически невозможно бороться". К мнению студента прислушались специалисты, на первом образце вмещалось ровно 60 штук мин. Экспериментальная субмарина получила называние "Краб". Строили её в Николаеве на судоверфи "Наваль", спустили на воду 12 августа 1912 года. Корпус лодки достигал длины 52,3 м, был похож на сигару, толщина обшивки — 12–14 мм. Предельная глубина погружения — 50 м. Скорость хода в надводном положении — 10,8 узла, в подводном — 8,6 узла. Подводный ход обеспечивали два главных электромотора системы "Эклераж-Электрик" мощностью 330 л.с. Экипаж состоял из 29 человек, в их числе были три офицера. "Краб" в Первой мировой войнеПроверку боем российский минный заградитель прошёл в период Первой мировой войны на Чёрном море. Когда на рейде Стамбула встали два новейших немецких корабля — линейный крейсер "Гебен" и лёгкий крейсер "Бреслау". В России не было корабля, который мог бы превзойти по скорости хода в 28 узлов "Гебена". В Николаеве достраивался линкор "Императрица Мария", но его ещё следовало привести в Севастополь и установить артиллерию. Решили прибегнуть к помощи "Краба". 25 июня минный заградитель Налётова, взяв на борт 58 мин и вооружившись четырьмя торпедами, отправился в свой первый боевой поход. Операция на самом деле была уникальной. Недаром на борту "Краба" находился начальник подводной бригады Вячеслав Клочковский. Командовал экипажем субмарины лейтенант Лев Феншоу. "Крабу" были приданы три подлодки: "Морж", "Тюлень" и "Нерпа". Предстояло установить минное заграждение длиной в милю на линии босфорских маяков Анатли-фенери и Румели-фенери. Во время операции "Моржу" предписывалось занять позицию напротив Босфора, "Нерпе" — к востоку от пролива, "Тюленю" — к западу. Российский минный заградитель прибыл к месту встречи 26 июня, опередив сопровождающие его подлодки, и произвёл пробное погружение. В 10.50 все собрались в заданном районе, затем "Нерпа" и "Тюлень" отделились, "Краб" в сопровождении "Моржа" выдвинулся на финишную прямую, к Босфору. Предстояло преодолеть 85 миль. В сумерках, когда до пролива оставалось 30 км, машины застопорили. Постановку мин отложили на следующий вечер. 27 июня в 16.30 началось погружение, на глубине 15 м, через 20 минут после погружения, пошли подводным ходом. В 19 часов в обзор перископа попал транспорт неприятеля. Был соблазн пустить его на дно, но воздержались: необходимо было выполнить главный приказ — скрытно выставить мины. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 11 (473) от 22.03.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |