|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Первый губернатор КамчаткиВ возрасте сорока лет Василий Степанович Завойко вступил в должность первого губернатора Камчатки. Было это 5 августа 1850 года. Указ о его назначении датирован 15 февраля 1850 года: "Состоящему по флоту капитану I ранга Завойко всемилостивейше повелеваю быть исполняющим должность камчатского военного губернатора и командира Петропавловского порта. Николай". Так началось восхождение Василия Степановича по служебной лестнице. Его именем был назван мемориальный корабль, о котором газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России однажды рассказывала на своих страницах. Позже, в советское время, судно переименовали, сегодня это "Красный вымпел". Завойко родился 15 июля 1810 года в селе Прохоровка Полтавской губернии. В девятилетнем возрасте он был зачислен в Николаевское штурманское училище. С 1821 по 1839 годы ходил на различных кораблях Черноморского и Балтийского флотов, совершил два кругосветных плавания: на транспорте "Америка" (1834–1836) и корабле "Николай" (1837–1839). После второй кругосветки, в 1839 году, поступил на службу в Российско-Американскую компанию и стал начальником Охотской фактории. Здесь он занимался строительством, сельским хозяйством и при этом проявил недюжинные организаторские способности, что позволило в 1845 году перенести факторию в Аян. Начальником Аянского порта стал В. С. Завойко. На энергичного начальника обратил внимание губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, и когда в 1849 году была образована самостоятельная Камчатская область и решался вопрос о кандидатуре ее губернатора, вспомнил о Завойко. СтроительствоПрибыв на Камчатку, В.С. Завойко, имеющий уже большой опыт работы в Охотске и Аяне, приступил к активному гражданскому и оборонному строительству в Петропавловском порту – единственной в ту эпоху военно-морской базе на северо-востоке России. Необходимых для многочисленных построек материалов – металла, древесины, кирпича и многого другого – в городе не было. Практичный Завойко на судах "Камчадал", "Байкал", "Охотск", "Иртыш" и "Курил" организовал вывоз из Охотска разобранных деревянных построек, кирпича, железных деталей и даже старых гвоздей. В Петропавловском порту он построил литейный цех для переплавки охотского металлолома. Завойко понимал, нужно искать и местные резервы, на одних "поставках" с материка не проживешь. И в первую же зиму (1850/51 года) Завойко на собачьих упряжках отправился изучать полуостров. Прежде всего его интересовал строительный лес. В поисках леса он добрался до Нижнекамчатска. А летом он сам поехал в Тарьинскую бухту на поиски глины. В результате этих поездок под Нижнекамчатском зимой стали заготавливать лес, а в Тарьинской бухте открыли кирпичный заводик. Без дополнительных средств Завойко организовал постройку шхуны "Анадырь", ботов "Алеут" и "Камчадал" и 12-весельного катера. За 1851–1854 годы в Петропавловском порту было возведено свыше 30 зданий различного назначения: склады, торговые лавки, казарма для низших чинов, флигеля для офицерского состава, канцелярия, казначейство, частные дома и другие. Были реконструированы портовые сооружения. Стараниями Завойко город получил новую жизнь, население выросло вчетверо: если в Петропавловском порту в 1848 году было всего 370 жителей, то в 1854 году – уже 1 594. Как военный В. С. Завойко лично обследовал Авачинскую губу, определил расположение будущих артиллерийских батарей и без какой-либо существенной помощи от правительства, обходясь своими силами и средствами, приступил к их строительству. Усердие, старательность, исполнительность губернатора Камчатки были замечены, и 25 июня 1853 года за отличие В. С. Завойко был произведен в генерал-майоры и утвержден в должности губернатора Камчатской области. Деятельность В.С. Завойко не ограничилась строительством Петропавловского порта и оборонительных сооружений. Он вел борьбу с грабительским отношением торговцев к местному населению, в чем он убедился лично, объезжая населенные пункты полуострова. По его инициативе под надзором чиновников стали проводиться торговые ярмарки, чтобы исключить обирание камчадалов. Он привлек медиков для обследования и лечения местного населения от таких болезней, как цинга, оспа. Открыл лечебницу для прокаженных на Паратунских горячих источниках и восстановил лечебницу в Малках. По его инициативе из Охотска завезли коров и была создана Николаевская скотоводческая ферма. Стараниями В.С. Завойко в Ключах была построена мельница, а в Мильково – ткацкая мастерская по производству полотна из крапивы. От Петропавловского порта до села Авача прорубили дорогу. Завойко мог бы многое и не делать — и имел бы на это моральное право: у него была большая семья. К лету 1854 года в ней было девять детей: Жора, Василий, Степан, Иван, Паша, Маша, Катя, Варя и Юля. Старшему, Жоре, было 13 лет, а младшенькой, Юле, — несколько месяцев. Но губернатор весь отдавался служению Отечеству. Семейные заботы взяла на себя его жена Юлия Георгиевна. Многодетная семья не позволяла первому губернатору Камчатки шиковать, жили скромно. Питались в основном рыбой. Даже белые булки были большим лакомством, а чай пили вприкуску. Зимой семья ходила, как все на Камчатке, в кухлянках, торбасах и малахаях. Не был исключением и глава семьи – губернатор Камчатки В. С. Завойко. Битва с англо-французской эскадройЯрко проявился организаторский и воинский талант губернатора при обороне Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры в августе 1854 года. Не спасовал он перед превосходящими силами противника и одержал победу, став героем Крымской войны (1853–1856). Враг, имевший до штурма порта 2 640 человек личного состава и 212 пушек, не смог захватить город и покинул Авачинскую губу, потерпев поражение от 988 русских воинов, имевших на вооружении 68 пушек. Способность отстоять пядь русской земли была оценена по достоинству. В ноябре 1854 года В. С. Завойко был переаттестован в контр-адмиралы и награжден орденами Святого Станислава I степени и Святого Георгия II степени. По представлению губернатора Завойко получили награды все участники героической Петропавловской обороны. Весной 1855 года В. С. Завойко подтвердил свой воинский талант. В рекордный срок военно-морская база на северо-востоке России под его руководством была свернута и в полном составе успешно, без потерь, прошла к устью Амура. Тем самым был спасен от гибели флот и личный состав маленького морского соединения: вскоре после эвакуации форта еще раз пришедшему в Петропавловский порт неприятелю, нацеленному уж теперь-то взять реванш и разгромить "этих русских", воевать было не с кем… В 1856 году В. С. Завойко был переведен на Балтийский флот. В 1861 году он стал вице-адмиралом, в 1874 году — адмиралом русского флота. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 15 (477) от 20.04.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |