|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
В числе первыхКаждая встреча с ветеранами ПАО "Аскольд", надежного партнера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, дает возможность узнать о работе родного предприятия в советские годы. Ведь тогда многие изделия, изготавливаемые на заводе, были под грифом "секретно". И сегодня, когда можно рассказывать о том героическом времени, наши сердца наполняются гордостью за людей тех лет, и хочется сказать им спасибо за их профессионализм, преданность делу, чувство ответственности и созидание, за орден "Трудового Красного Знамени", которого был удостоен завод. Корреспондент газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш встретилась с Валентином Алексеевичем Пилипенко, который рассказал о своей работе в те далекие годы. Его знакомство с "Аскольдом" состоялось в 1962 году. В течение двух лет молодой Валентин проходил практику на заводе – осваивал профессию токаря. Окончив школу в 1964 году, поступил в ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского. Получив диплом, в 1969-м был призван на службу в ВМФ. Его послужной список – лейтенант, старший лейтенант, зам. командира дивизиона рейдовых тральщиков по электромеханической части. Отслужив, в 1972 году устроился на "Аскольд" инженером в отдел № 25 Военного представительства. Вначале работа не очень нравилась. Все изделия, заказы были строго под нумерацией, а что за этим стояло? Одни предположения. Да и зарплата невысокая. В 1973 году состоялась его первая служебная командировка в город Северодвинск. Прибыв к месту назначения, оформил пропуск и прошел на территорию предприятия. Перед глазами командированного предстала невероятная картина: вдоль пирса стоят четыре атомные подводные лодки; войдя в цех, он увидел еще четыре строящихся АПЛ разной степени готовности. Что там говорить, сразу же охватила гордость за свой завод, за выполняемую работу, за могучий подводный флот нашей страны. Позже Валентин Алексеевич узнал, что при строительстве атомоходов привлекаются специалисты заводов-изготовителей систем и изделий для кораблей, участвующие в выполнении пуско-наладочных работ и гарантийных обязательств. На "Аскольде" функционировал отдел № 90, который позже был преобразован в цех 32, руководил им Юрий Анатольевич Гуков. В 1974 году начальник цеха пригласил Валентина Пилипенко в подразделение на должность инженера-конструктора 2-й категории. В том же году в апреле Валентин вылетел в Северодвинск как представитель завода "Аскольд" на "Северное машиностроительное предприятие" и завод "Звездочка". Быстро вошел в курс дела и сразу же для него начались "горячие" рабочие дни. Ежемесячно из цеха выводились корпусы АПЛ на достройку на воде, чтобы осенью приступить к ходовым испытаниям. В июле прилетел в Северодвинск начальник цеха Ю. А. Гуков и, согласно распоряжению директора "Аскольда" Евгения Александровича Шалина, предложил Валентину Алексеевичу должность старшего представителя. Он согласился. В этой должности Валентин Алексеевич проработал три года. В его бригаде трудилось от трех до двенадцати человек: конструкторы, регулировщики, испытатели на герметичность, электромонтажники. В то время на каждом судостроительном заводе, на всех военно-морских базах постоянно находились аскольдовские представители, и только с их помощью давалась путевка в жизнь изделиям завода "Аскольд". В 1976-м Валентин Алексеевич был отозван из Северодвинска и назначен начальником подготовки производства цеха, а затем заместителем начальника цеха по шефмонтажным работам. С 1975-го года цех возглавлял Владимир Степанович Лухин. – В те годы в нашем цехе, – говорит Валентин Алексеевич, – наблюдалась большая текучесть кадров, вызванная тем, что специалистам приходилось постоянно находиться в длительных командировках. Страдали семьи, а молодые работники через год-два женились и уходили в другие цеха. Поэтому мне приходилось через военкомат по договоренности вербовать в свой цех парней, отслуживших в ВМФ. В свою очередь, заместитель директора по кадрам Геннадий Алексеевич Хандога отдавал предпочтение при приеме на работу в цех шефмонтажа неженатым выпускникам ДВВИМУ. Чтобы закрепить кадры, потом нашли оптимальное решение. Стали принимать на работу в цех жен перспективных специалистов. Таким образом были укомплектованы семейные представители, а значит, обеспечено их постоянное пребывание на базах гарантийного и авторского надзора в пунктах базирования АПЛ. География была достаточно обширной. Так, в Североморске-7 работали семьи – Борис Федорович и Наталья Филипповна Сидоренко, Александр Пуцков с супругой. В Гаджиево – Евгений и Вера Шешенко. В Видяево – Анатолий и Нина Гапоновы. В Петропавловске-Камчатском трудились Василий Кирьянов, Сергей Мелешенко. В г. Северодвинске с 80-х годов и по сей день работает старший представитель завода "Аскольд" Красников Федор Данилович. На судостроительных предприятиях нашей великой страны трудились: в Большом Камне на заводе "Звезда" – Геннадий Долматов, Петр Гордеев, в Ленинграде на заводе "Компрессор" и "Балтийском заводе" – Роман Шафеев с супругой, Николай Приходько, Владимир Митрофанов с супругой. В Севастополе на "Черноморском заводе" работали Виталий Павлютин, Владимир Ермолин. В Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово" – Иван Красковский и Николай и Евгения Шумиловы. На судоремонтном заводе "Нерпа" в п. Вьюжный Мурманской области более 20 лет трудился Юрий Самуилович Парфёнов. Всем специалистам предоставлялись квартиры, жены рожали и воспитывали детей. При осуществлении шефмонтажных работ привлекались и специалисты из цехов 40, 42 приборного производства и механических цехов 4, 17. С 1988 года завод "Аскольд" приступил к выпуску зенитно-ракетного комплекса "Кортик". С 1989 года стали командировать своих специалистов на Тульский машиностроительный завод. Совместно с тульскими работниками комплектовали первый авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" восемью изделиями "Кортик". Четыре года работали в Туле Владимир Степанович Лухин, Юрий Федорович Гнилицкий, Емельян Иванович Елькин и Валентин Алексеевич Пилипенко. Ездили по очереди и сдавали "Кортик". Большую организационную работу проводил начальник цеха 40 приборного производства Михаил Иванович Петрушенко. Стоит отметить, что Валентин Алексеевич также работал на тяжелонесущем крейсере "Петр Великий" и других судах ВМФ. Для завода "Аскольд" выполнение шефмонтажных и гарантийных работ обеспечивало своевременную сдачу кораблей и гарантированную поставку изделий без рекламаций, а также приносило определенную прибыль. В перестроечные 90-е годы финансирование ВМФ резко сократилось, поэтому "Аскольду" пришлось отозвать своих специалистов. Позже было организовано представительство ПАО "Аскольд" в городе Мурманске. В 1992-м изделие "Кортик" было снято с производства. Последовало сокращение кадров на заводе, в том числе и в их цехе. Начальник цеха В.С. Лухин уволился. Возглавить цех было поручено Валентину Алексеевичу. Два года он руководил цехом, а до этого в течение восьми лет был заместителем начальника по шефмонтажу. В 1994 году Валентин Алексеевич уволился с предприятия. – Жаль, что такое уникальное производство, как приборное, прекратило свое существование на заводе, – сказал Валентин Алексеевич, ветеран завода, отдавший лучшие годы работы родному предприятию. За успешную, добросовестную и многолетнюю работу Валентин Алексеевич был награжден медалью "300 лет Российскому флоту". «Прогресс Приморья», № 21 (483) от 01.06.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |