Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 июня, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Мосты, объединяющие нас

Продолжение. Начало в № 20

Далее Руслана Ляшева пишет: "Министр путей сообщения и председатель Совета министров конца ХIХ – начала ХХ вв. граф Сергей Юрьевич Витте в "Избранных воспоминаниях"… рассказывает о строительстве знаменитой дороги, как он предложил Александру III назначить куратором его сына Николая. "Он же мальчик", – удивился император, но поддался уговорам Витте. Юный наследник престола старался изо всех сил, а когда неожиданно умер Александр III, Николай II, став императором, продолжал курировать важную стройку.

О многих и многих замечательных людях, связанных с железной дорогой, лаконично и занимательно поведала Любовь Горшкова (автор исторического исследования "Обязаны им поклониться". – ред.). Например, Фёдор Осипович Шехтер "строил Ярославский вокзал и нулевой километр Транссиба".

"К числу романтиков железной дороги принадлежит Карл Фёдорович фон Мекк. Его пример для современных юношей показателен, он прибыл учиться в Санкт-Петербург без знания русского языка и без гроша в кармане. А через четыре года получил диплом с отличием и специальность инженера-путейца. Он построил пять дорог.

…Он был одним из самых щедрых меценатов. В институте благородных девиц выплачивалась стипендия семейства Мекк. Кроме того, Мекк оказывали материальную поддержку композиторам Рубинштейну, Дебюсси, Чайковскому. Помощь Чайковскому была настолько щедрой, что он мог позволить себе оставить преподавательскую работу и целиком посвятить себя музыке".

Вот что пишет Л. Горшкова о враче, писателе, путешественнике, историке, художнике Павле Яковлевиче Пясецком: "Главным трудом его жизни стала живописная панорама "Великий Сибирский путь". Когда он исполнил рисунки участка от Волги до Оби протяжённостью в 2 199 вёрст в акварельном варианте – 425 м, её показали императору Николаю II. Император пришёл в восторг и поведал: "До Владивостока!". Художник получил 18 500 рублей. А панорама стала 942 метра".

Заметим, интересных, неординарных, любящих свою Родину людей было тогда немало. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России тезисно познакомила читателей с жизнедеятельностью военного губернатора Приморья генерал-майора Иосифа Гавриловича Баранова (1835–1893), который тоже имел непосредственное отношение к Транссибу. Обратимся снова к статье Игоря Анатольевича Романова (Центр церковно-государственных отношений "Берег Рус"), опубликованной в газете "Русь Державная". "Иосиф Гаврилович, боевой генерал, участвующий в боях с турками на Чёрном море. Вот лишь некоторые вехи его боевого пути: Измаил, Тирасполь, Севастополь, Мекензиевы, Федюхины и Карловские высоты, Бельбекское ущелье. Окончил Николаевскую академию генерального штаба, служил в Военном Министерстве. В1878 году Иосиф Гаврилович отличился "в делах против турок", участвовал в штурме знаменитой крепости Карс. Он был произведён в генерал-майоры, награждён орденом Святого Владимира III степени с мечами. Некоторое время прослужил начальником штаба 2-го Кавказского армейского корпуса. В 1881 году Указом Сената назначен губернатором Приморской области, командующим войсками "в оной расположенными", и наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. Генерал-майор Баранов – один из великих сынов русского народа, что утверждали Русь Христову на приамурских и приморских землях. После праведной кончины Иосифа Гавриловича в 1893 году, в те же годы в его честь был назван железнодорожный разъезд, ставший впоследствии узловой станцией на Транссибе.

Ни сегодня, ни в советское время никаких упоминаний здесь о военном губернаторе Баранове. Ни памятника, ни таблички… Хотя станция заметная. В годы Великой Отечественной войны на путях Барановского стоял бронепоезд, а по направлению к Корее, оккупированной японцами, были развёрнуты зенитные установки. Шла война, и были свежи воспоминания о Хасане 1938 года.

В годы "брежневского застоя" мимо Барановского перрона проехал сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Это было путешествие руководителя нашей страны по всему Великому Сибирскому рельсовому пути. Масштабное событие! Мне было шесть лет. Мы сидели с родителями в вагоне. Утреннюю электричку до Уссурийска задержали. Пассажиры ждали, когда она тронется. Вдруг из динамиков – торжественно: "Сейчас через станцию Барановский проследует поезд, на котором находится генеральный секретарь… Леонид Ильич Брежнев!". Я ждал, что он поздоровается с нами и пожелает: "Счастливого пути!". Но он проехал мимо. Леонид Ильич проехал через станцию Барановский, вряд ли зная о том, что этот небольшой станционный посёлок назван в честь великого человека – военного губернатора Приморья, русского боевого генерала Иосифа Гавриловича Баранова".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 23 (485) от 15.06.2018 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно