Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Кузница инженерных кадров Дальнего Востока

Инженерная школа ДВФУ, входящая в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, на разных этапах своего развития претерпела немало структурных изменений.

Несмотря на переименования, суть её остаётся неизменной – подготовка квалифицированных инженеров для предприятий дальневосточного региона. Вовсе не случайно в год 100-летнего юбилея Инженерной школы – бывшего ДВПИ им. В. В. Куйбышева, выпускники, прибывая в свою родную альма-матер, вспоминают былое.

Разные поколения студентов, преподавателей и сотрудников университета творили и продолжают ежедневно творить историю старейшего в России высшего учебного заведения, одним из выпускников которого является Евгений Алексеевич Гнездилов. Сегодня редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России предлагает для прочтения статью, подготовленную автором к столетнему юбилею вуза.

Истоки, история и этапы развития инженерно-экономического образования на Дальнем Востоке

Отдавая должное большой многолетней работе, проделанной коллективами профессорско-преподавательского состава институтов и университетов Дальнего Востока в ХХ веке в подготовке инженеров, все же следует, исторической справедливости ради, вспомнить и о тех, кто стоял у истоков первого этапа организации подготовки специалистов для нужд ДВ в области экономики и управления хозяйственными проектами этой обширной территории.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток, и прежде всего его южные районы, оказались в центре активных международных военно-политических процессов и активного народозаселения. Отмена крепостного права (1861 год) и окончательное закрепление южных границ (Пекинский договор 1860 года), а также установление русскими моряками военных постов на Тихоокеанском побережье (Николаевск, Владивосток и др.) предопределили эпоху массовых переселений крестьян на восток. 26 марта 1861 года решением российского правительства Амурская и Приморская области были объявлены открытыми для заселения крестьянами и предприимчивыми людьми всех сословий. Колонизация этих обширных земель определялась как национальными хозяйственно-экономическими интересами, так и возникшей необходимостью военно-политической защиты осваиваемых территорий. Активное военное обустройство побережья и казачьих поселений предопределили добровольное и принудительное переселенческое движение россиян на Восток.

Активизация дальневосточных внутрихозяйственных и внешнеполитических процессов обусловили острую потребность в квалифицированных востоковедах и административных служащих и военных чинах с хорошим знанием восточных языков для работы в торговых представительствах, таможнях, транспортных конторах и органах правопорядка и охраны границ.

Вопрос о необходимости создания на российском Дальнем Востоке коммерческих и иных образовательных учреждений поднимался уже в 1902 году, когда Владивостокский биржевой комитет заявляет о целесообразности открытия коммерческого училища высшего типа для развивающихся предприятий промышленности, транспорта и торговли. И такое училище было открыто в 1913 году. (Для него было построено отдельное здание – ныне ул. Суханова, 8.)

Вновь вопрос об открытии политехнического учебного заведения, где давались бы экономические знания о крае, был поднят в 1910 году при подготовке к 50-летию г. Владивостока, и в 1911 году биржевые комитеты Благовещенска и Владивостока обращаются с соответствующим ходатайством к Приамурскому генерал-губернатору о "желательности" его открытия. Но до 1914 года этот запрос не нашел должного решения, а начавшаяся Мировая война и вовсе его отложила до 1916 года.

К 1916 году в среде инженерной и творческой интеллигенции сформировалась идея об учреждении во Владивостоке технического университета. В докладной записке, направленной в Министерство народного просвещения, приводились убедительные цифры роста населения города и края, промышленности, товарооборота порта, железных дорог. В университете предполагались, среди других, естественнонаучный и экономический факультеты, готовящие специалистов для исследования и использования природных богатств края.

В начале 1918 года во Владивостоке возникли две группы лиц, заинтересованных в создании в городе технического учебного заведения. Первая – союз инженеров, вторая – инициативная группа общественности (общество изучения Амурского края, Русское техническое общество, профессура Восточного института). Вначале они действовали отдельно. Но поставленная цель объединила их усилия. В июле 1918 года было созвано особое собрание, на которое были приглашены: группа союза инженеров, инициативная группа, представители учебных заведений и многих городских организаций. В результате собрания были приняты два важных решения: положено начало основанию Дальневосточного общества содействия развитию высшего образования (ДОСРВО) как юридического лица, и второе – обоснован тип будущего нового учебного заведения – высший политехникум. Была также поставлена задача открыть к осени 1918 года во Владивостоке новое учебное заведение.

Благодаря большой работе, проделанной членами ДОСРВО, уже с 1 ноября 1918 года на базе экономического отделения Восточного института начал функционировать Владивостокский политехникум в составе первого курса двух факультетов: технического и экономического. В 1918 году были зачислены на первый курс 310 студентов. Преподавательский состав состоял из 23 человек частью местных сил, частью прибывших из Европейской России и Западной Сибири.

Экономический факультет политехникума возглавил профессор-востоковед из Восточного института Н. И. Кохановский. А ректором политехникума был избран В. М. Мендрин.

В 1918—1919 учебном году действовал только первый курс. Во главе учебного процесса стоял Совет политехникума, в который входили все преподаватели и представители правления ДОСРВО.

Средства на содержание политехникума общество получало из пожертвований ряда фирм, частных лиц и субсидий общественных организаций и учреждений. Как частное учебное заведение политехникум проработал год, и на его деятельность было затрачено 500 тыс. руб. Поэтому денежное положение ДОСРВО ухудшилось. На объединенном собрании правления общества и политехникума был рассмотрен вопрос о выделении с 1 июля 1919 года учебного заведения в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с переименованием его во Владивостокский политехнический институт, прекращении его содержания с начала второго учебного года (1919—1920 годы) и переносе расходов за счет казенных ассигнований.

25 сентября 1919 года Совет министров Временного Сибирского правительства принял постановление о Владивостокском политехническом институте (ВПИ), который оставался частным, то есть в значительной степени на попечении местных общественных организаций. В постановлении говорилось: "Отпустить Министерству торговли и промышленности для выдачи пособия Владивостокскому политехническому институту на 1919 год 500 тыс. рублей, на ремонт казарм на Русском острове – 1 млн руб.".

Положение института в этот период было тяжелым. Во-первых, летом 1919 года его лишили помещений в Шефнеровских казармах, и занятия проводили в помещениях Зеленой гимназии. Во-вторых, при мобилизации было призвано значительное количество студентов, их число к началу 1919 года упало до 150 человек, и лишь к концу года с поражением колчаковцев возросло до 600 чел. Но преподавательский состав усилился и увеличился до 33 человек, так как осенью (12 июля) 1919 года во Владивосток эвакуировался Уральский горный институт.

На первых порах оборудованы были для занятий только учебные аудитории. Для студентов было открыто общежитие на 48 человек и в том же помещении – дешевая столовая.

СПРАВКА "ПП"

Мендрин Василий Мелентьевич (1866—1920). Родился в Екатеринбурге. Образование: Военное училище (1889), Восточный институт (1906) по японскому разряду. Перевод шести книг по истории Японии и лирических стихов. Умер во Владивостоке. Могила на Покровском кладбище не сохранилась. В 2005 году на территории ДВГТУ В. М. Мендрину открыт памятник.

Кохановский Николай Иванович (1870—1966) – востоковед-экономист и правовед. До 1923 года преподавал в Восточном институте. В 1923 году уехал в Латвию, затем в США. Автор статей по экономике Китая и российско-китайским отношениям. Умер 11 января 1966 года в Риге.

СПРАВКА "ПП"

Гнездилов Евгений Алексеевич (1943 г. р., г. Владивосток) – доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ им. В. В. Куйбышева), заведующий кафедрой Экономики и управления производством. Почетный работник ВПО РФ, Заслуженный экономист РФ.

Является одним из ведущих специалистов по вопросам региональной экономики и управления инвестиционными проектами. Более 20 лет является активным членом общества "Знание", руководил научно-исследовательскими работами по межвузовским научно-техническим программам "Строительство", "Дальний Восток", "Университеты России", является руководителем программы сотрудничества по обмену преподавателями и студентами с университетами Японии. Ежегодно читает курс лекций в университете г. Аомори (Япония), был участником международных конференций в США, Японии, Сирии.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (490) от 20.07.2018 г.

Евгений Гнездилов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно