Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Неуловимая «Пиранья»

В Первую мировую войну 1914–1918 годов остро встал вопрос о доставке диверсантов в выбранную для уничтожения цель. Вначале пробовали приспособить переоборудованные торпеды, однако от их использования довольно быстро отказались по причине малого радиуса действия.

Другим непреодолимым препятствием была усталость пловцов, которые испытывали при транспортировке большие нагрузки, и их боеспособность сводилась к нулю. Да и воздух из своих дыхательный приборов они расходовали очень быстро. Но, как говорится, попытка не пытка. И конструкторы подвод­ных аппаратов путем проб и ошибок пришли к выводу, что диверсионные войны на флоте вести можно и нужно, но необходимо иметь небольшой, вместительный, незаметный аппарат, который мог бы оперативно доставить диверсионную группу к месту назначения. До начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в стране Советов велись такие работы, однако по ряду обстоятельств строительство сверхмалых подводных лодок свернули, оставив немало наработок. Вернулись к проекту после подрыва в Севастополе линейного корабля "Новороссийск" в 1955 году. Историки в один голос утверждали, что потоплен он был подрывными зарядами, установленными подвод­ными диверсантами.

Однако лишь в 1974 году командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро (СМБ) машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Предполагалось, что такая лодка может быть использована на морском театре военных действий с глубинами от 10 до 200 метров. В её задачи входило противодействие противнику и ведение разведки. Для выполнения таких задач на лодке следовало разместить современное радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие и водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубине до 60 метров. Водоизмещение такой лодки не должно было превышать 80 тонн. Изначально к осуществлению проекта, получившего условное название "Пиранья" (шифр 865), приступил Л. В. Чернопятов, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Стоит сказать, что в ходе проектирования этой лодки группа выполнила большой объём опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам. В июле 1984 года подводная лодка была заложена на Ленинградском адмиралтейском объединении. Её параметры: длина – 28, 2 метра, ширина – 4,7 метра, средняя осадка – 3,9 метра, надводное водоизмещение – 218 тонн. В создании подводной лодки проекта 865 приняли участие 27 КБ Минсудпрома и ряд учреждений других министерств, начиная от Минтяжпрома и заканчивая Минздравом. Габариты строящейся подводной лодки вышли за рамки сверхмалой, по этой причине для "Пираньи" было принято другое название класса – подводная лодка малая (ПЛМ). Первая лодка была сдана комиссии в 1988 году, и спустя два года, в 1990-м, спустили на воду вторую лодку. Конструкция отличалась от других ПЛ рядом особенностей. Всё, как снаружи, так и внутри, было "заточено" на малые объёмы. Корпус лодки проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Полная подводная скорость "Пираньи" достигала 6,7 узла, надводная – 6 узлов. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении – 1 000 миль. В центральном посту ПЛ располагались пульт оператора, приборные стойки, средства отображения информации и органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста (ЦП) размещалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру. На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из центрального поста в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

От электромеханического отсека ЦП отделяет плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключённой от прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали лишь для проверки состояния технических средств. Винт, размещённый в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (490) от 20.07.2018 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно