Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Наш верный вахтенный журнал!»

"Морской сборник" – журнал Военно-Морского Флота. Первый номер вышел в 1848 году. Можно по праву сказать, что "Морской сборник" – лицо ВМФ России.

В год 170-летия ежемесячного печатного издания стоит вспомнить основные вехи его рождения, становления и жизнестойкости. "Морской сборник" создан высочайшим указом императора Николая I. Его предшественником является печатное издание "Записки гидрографического управления". Первый номер "Морского сборника" увидел свет во многом благодаря личной инициативе Ф. П. Литке, прославленного российского мореплавателя, одного из первооткрывателей Новой Земли, основателя Русского географического общества, которое до сей поры имеет свои подразделения в разных частях нашей страны, например, в Приморье действует Общество изучения Амурского края, в состав которого входят и представители Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Заметим, что Ф. П. Литке удалось убедить императора в том, что морякам крайне необходимо собственное периодическое издание. Он утверждал, что на его страницах следует публиковать статьи о развитии и состоянии мировых флотов и российского флота, работы научно-практического свойства, обмениваться мнениями по флотским вопросам. И журнал появился, его авторами были не только известные адмиралы, но и известные лишь в узких кругах или вообще никому не известные лейтенанты и мичманы. "Морской сборник" полюбили на флоте сразу, его выхода ждали, и после прочтения высказывали свои мысли, бывало, и довольно вольные для того времени. Впрочем, Николай I, разрешивший издание, отменил цензуру "Морского сборника", он категорически заявлял: "Да будут господа офицеры русского флота сами себе цензорами!". Заметим, "Морской сборник" до 1917 года оставался единственным печатным изданием России, официально не подлежащим никакой цензуре. Авторы издания пользовались царской привилегией в полной мере. Политикой журнал никогда не занимался, редакционный коллектив во все времена интересовали лишь вопросы, связанные непосредственно с Военно-Морским Флотом.

В 50—70-е годы ХIХ века Великий князь Константин Николаевич, бывший тогда шефом морского ведомства, трепетно относился к выходу журнала. В бытность его руководства "Морской сборник" стал одним из популярнейших изданий России. Умело используя близость к императору, Константин Николаевич, придерживающийся либеральных взглядов, сделал журнал самым популярным российским изданием. Именно на страницах "Морского сборника" для нравственного воспитания россиян много писали в ту пору А. Герцен, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин, Т. Шевченко, И. Тургенев, Н. Добролюбов и К. Ушинский. И это неслучайно, ибо тогда в России издавались два наиболее авторитетных и читаемых журнала – "Современник" и "Морской сборник". Материалы сборника нередко отличались остротой, он за несколько лет превратился из ведомственного издания в общероссийский журнал, определивший нравственный и моральный вектор общественного мнения России.

"Морской сборник" пользовался спросом не только в среде моряков, но и известных академиков и писателей. В числе подписчиков были А. Горчаков, М. Драгомиров, И. Сеченов, Л. Толстой, М. Достоевский и другие известные люди российской империи. В 60-е годы ХIХ века "Морской сборник" публикует на своих страницах статьи, посвящённые вопросам воспитания. "Вопросы жизни" – так называлась статья академика И. Пирогова. Тема, поднятая журналом, вызвала большой резонанс среди читательской аудитории. Номера сборника становились библиографической редкостью. Отдельные статьи по просьбе общественности печатались в виде брошюр, переписывались от руки. Высоко оценил "Морской сборник" Н. Чернышевский, который назвал его "одним из самых замечательных явлений нашей литературы". Впрочем, его читали и высоко ценили практически все государственные деятели как императорской России, так и руководители советского государства. После выхода свежий номер "Морского сборника" неизменно появлялся в кабинетах российских императоров: от Николая I до Николая II. И. Сталин и Л. Брежнев, генеральные секретари бывшего СССР, постоянно читали свежий выпуск "Морского сборника".

Редакторский корпус

Редактировали журнал в разные периоды братья Иван и Николай Зеленые, знаменитые кругосветные мореплаватели, Р. Скаловский – воспитанник адмирала П. Нахимова, В. Мельницкий – герой Синопа и первой обороны Севастополя, В. Купреянов – известный мореплаватель, К. Житков – соратник адмирала А. Колчака, герой Русско-японской войны, порт-артурец, В. Егорьев и С. Лукашевич – боевые офицеры Первой мировой войны, В. Алафузов, Ю. Пантелеев, И. Елисеев – известные флотоводцы Великой Отечественной войны, адмиралы, Г. Щедрин – Герой Советского Союза, командир легендарной подводной лодки С‑56, вице-адмирал, В. Дыгало, А. Пушкин, Г. Агафонов – известные подводники послевоенного атомного и ракетного флотов, контр-адмиралы. Сегодня главным редактором "Морского сборника" является В. Остапенко, капитан 1-го ранга.

Стоит сказать, что авторами журнала были люди, которые оставили яркий след в истории российского Военно-Морского Флота. К их числу относится С. О. Макаров. Одна из его статей подписана лаконично: "мичман Макаров". Более поздняя статья вышла уже за подписью лейтенанта Макарова, ещё позже – капитаном 1-го ранга С. Макаровым. По этим подписям можно судит о его служебном росте, есть более поздняя подпись – вице-адмирал С. Макаров. Практически вся жизнь Макарова отражена в номерах "Морского сборника". Статьи о полярных экспедициях для журнала готовил капитан 2-го ранга Н. Эссен, будущий нарком ВМВ Н. Кузнецов и другие известные морские офицеры. Статьи для "Морского сборника" писали авторы, которые побывали на во всех районах боевых действий тех войн, в которых участвовала Россия. Они скрупулёзно фиксировали на бумаге события Крымской кампании 1853—1856 годов, Русско-японской войны 1904—1905 годов, Первой мировой 1914—1918 годов, Гражданской войны в России 1918—1922 годов, Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и других.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (491) от 27.07.2018 г.

Виктор Бойцов, по материалам «Морского сборника»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно