|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
День крещения РусиВ душах и памяти верующих сохранились празднества по поводу 1030-летия Крещения Руси. Православный люд вышел на крестный ход в России, Беларуси, на Украине. И никто не посмел остановить этот животворный поток. Он напомнил своей массовостью шествие "Бессмертного полка", который также собирает 9 мая людей в живые потоки, напоминающие реки, над которыми парят, словно журавли, портреты родственников, защищавших своё Отечество от вражьих полчищ в самой жестокой войне прошлого века – Великой Отечественной. Впрочем, в этом потоке плывут и портреты священников, сражавшихся на полях войны с иноземцами. Тогда против коричневой чумы – германского фашизма встали не только православный люд – русские, белорусы, украинцы, но и люди других религий, проживающие на территории огромной страны. Массовая пропаганда вседозволенности, разнузданности, демократии наизнанку, расколола общество пополам, начались распри, это были уже не кухонные безобидные перебранки, а споры на уровне государств. И всё же, здравый смысл возымел действие. В1988 году русские, белорусы, украинцы вместе отмечали День крещения Руси, в День памяти святого князя Владимира. Чудесное преображениеВ молодости князь Владимир был закоренелым язычником – любителем вина и женщин, помимо шести жён, у него было около восьмисот наложниц, гласит "Повесть временных лет". Он был беспощаден не только к врагам, но и к своим родственникам, когда дело касалось власти. В этом противостоянии он не пощадил даже старшего брата Ярополка. Однако природа наделила его осмотрительностью, дипломатическими способностями. Он оказался милосердным правителем, предпринявшим попытку отменить смертную казнь и смягчить наказания. Чудесное преображение князя Владимира началось с трагедии. Возвращаясь в родные пенаты после победного похода на ятвягов, он по языческому обычаю должен был принести человеческую жертву. Жребий пал на мальчика по имени Иоанн. Его отец Фёдор ответил категорическим отказом, когда стражники пришли за сыном, объявив, что они не язычники, а христиане. Выяснилось, что княгиня Ольга, бабушка Владимира была первой на Руси, кто официально принял христианство. Она привезла из Византии нескольких священников, и они окрестили по указанию Ольги некоторых русский людей. Этот крещённый люд жил тихо и мирно, молился и покорно терпел язычников. После отказа отца Фёдора выдать сына, толпа язычников набросилась на обоих и растерзала их. Таким образом, Иоанн и Фёдор стали первыми мучениками Руси. Погибая, Фёдор воскликнул: "У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют. Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце и человека". Духовная стойкость погибших впечатлила князя, он впоследствии на месте их гибели построил Десятинную церковь, то и был первый каменный храм в Киеве, и стала одной из причин, побудившей к поиску новой веры. Не обошлось и без политики. Язычество не способствовало объединению, являлось тормозом, мешало сплотить народ под одним знаменем. Каждый почитал свои придуманные божества, люди молились деревянным истуканам. Владимир раньше всех понял, что нужен единый духовный стрежень, но какой? Первым шагом стало приглашение князем послов от ведущих конфессий. Он терпеливо выслушал всех, особо задела за живое речь греческого философа – православного миссионера. Вторым шагом стал посыл гонцов во все страны, где есть верования, чтобы разузнали и посмотрели, как работает религиозная система. Вернувшись, гонцы в один голос восхищались византийскими храмами, их неземным убранством, благолепием православной службы. "Горели свечи, благоухал ладан, мерцали фрески и иконы. И мы не знали, на небе мы или на земле. Такая там была красота", – рассказывали они князю, вернувшись из Византии. Впрочем, выдающийся русский историк и филолог, академик Александр Панченко вторит тем гонцам: "Иначе говоря, мы приняли православие за его красоту. Ведь именно в православии христианство примирилось с красотой благодаря отцам-каппадокийцам, богословам четвёртого века, святым Василию Великому, Иоанну Златоусту. С тех пор Иисус Христос на фресках, на иконах – прекрасный молодой человек с каштановыми длинными волосами. В его образе словно объединились небо и земля, краса духовная и телесная. И это друг другу не противоречит". Владимир выбор сделал раз и навсегда. Слово князя – закон. Ясно, что ликвидация языческих капищ встретила небывалое сопротивление, люди продолжали верить деревянным богам. Кто-то в итоге в православие пришёл сам, кто-то не захотел мириться, в данном случае приходилось прибегать к помощи войска. Однако процесс был необратимым. Заметим, первые русские священники проявляли лояльность к ассимиляции и языческих традиций, и православных. Сегодня, например, в России вполне мирно соседствуют рядом с православием и другие религиозные конфессии. Именно православие призывает к терпимости, оно создало самобытную православную традицию. Христианство содействовало общему развитию культуры, созданию уникальных памятников письменности, искусства и архитектуры. Православие объединило враждующие княжества в единое государство и содействовало его развитию, считают многие современные историки, изучающие православные традиции и церковное прошлое Руси. ХрамЕсли в своё время церкви подвергались разрушению (в уцелевших организовывали клубы и другие культурные учреждения), то в новой России храмы являются тем местом, где метущаяся душа прихожанина может найти утешение, где можно вспомнить усопших, поставить свечи за здравие живущих, родственников, друзей, знакомых. В конце концов, проводить с молитвой усопшего в последний путь. Это то место, откуда на самом деле выходишь одухотворённым. Церкви, как и люди, имеют свой возраст. Одни существуют год-два, другие десять-двадцать лет, а есть храмы, которые служат верующим столетия, а то и несколько столетий. 11 августа 1337 года Сергей Радонежский основал монастырь, впоследствии ставший Троицко-Сергиевой лаврой. Согласно летописям Сергей Радонежский и его брат Стефан основали монастырь вблизи города Радонеж. В 10–17 веках монастырь становится крупнейшим культурным центром Руси. Здесь жили и работали Епифаний Премудрый, Максим Грек, Авраамий Палицын, Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Монастырь играл важную роль и в политической жизни страны. В частности, он способствовал организации народного ополчения Минина и Пожарского. После Октябрьской революции 1917 года Троицко-Сергиева лавра была закрыта, в её здание переехал историко-художественный музей, но в 1946 году, после Великой Отечественной войны, началось возрождение обители. Сегодня Троицко-Сергиева лавра является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры, сюда приходят туристы из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Если мы обращаемся к богу, это, положа руку на сердце, мы делали и в махровые атеистические времена, то лишь в тот период, когда случается какая-то беда с нашими близкими, друзьями, знакомыми. И, как утверждают некоторые, молитва не всегда помогает, и происходит некое разочарование. Однако не столько молитва может помочь преодолеть невзгоды, сколько собственная вера в Бога и главное – в самого себя, в собственные силы, а духовно Господь всегда и везде с вами. Его проводник – батюшка выслушает вас, подскажет, какой путь в дальнейшем выбрать, чтобы не совершать роковых ошибок, вызванных мирской жизнью, суетой и нетерпением. Впрочем, во все времена, особенно в период страшных войн, священники вместе с войсками находились на передовой, порой погибали, но крёстное знамение не роняли. Его подхватывали другие. Неслучайно во время Первой мировой войны 1914–1918 годов полковые священники благословляли воинов на праведный бой. В период гонения служители церкви такой роли не играли, так как их деятельность всячески принижалась, однако во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов священники, как простые солдаты, вставали плечом к плечу на защиту Отечества. Многие проявили мужество и героизм и были по достоинству награждены боевыми орденами и медалями. И этому есть яркие примеры. Воевали за Отечество с божьей помощьюНа одной из конференций "За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война" святейший патриарх наградил почетными грамотами клириков разных епархий, воевавших за Родину. Среди награжденных был и протоиерей Рафаил Маркелов, интервью с которым размещено в свободном доступе в итернет-сети. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России публикует отрывок из интервью с протоиреем Рафаилом. – Батюшка, расскажите, как вы воевали? – На войне я был снайпером. Воевал в составе Второго Балтийского фронта, двести восьмая дивизия, триста девятнадцатый стрелковый полк. Дело это особое, не то что просто в пехоте, знай себе стреляй. Здесь стреляешь в него, в противника, один раз. Стрельнул, уходи на другое место. Не ушел, тебя убьют. – А из чего вы стреляли? – Как из чего? Из снайперской винтовки. И прицел оптический был. – Как вы учились снайперскому ремеслу? – А нас специально учили. Сперва спрашивали, кто хорошо стреляет, проверяли. А я с детства к охоте был приучен, вот меня и взяли. Призывался на фронт я из Ивановской области, в Верховце. Вот там нас и учили стрелять из снайперской винтовки, а потом специальный взвод снайперов сформировали и на фронт. – В каком году вы пошли на войну? Сколько вам тогда было? – Пошел я в сорок третьем, мне семнадцать лет было. А уж в сорок четвертом – еще восемнадцати не было, меня ранило. – Как же это произошло? – Было это в Латвии, её тогда как раз освобождали. Километров сорок-пятьдесят до Риги не дошли. Меня "засекли" и стали выбивать. Сначала немец бил из пулемета. Ну а я по воронкам все ползаю и ползаю, из одной в другую. Спрячешься в воронке, только все успокоится, чуть вылезешь, а он опять стреляет. Прямо нет спасения! Ну, так продолжалось довольно долго, потом ему, видать, надоело, и стал он из миномета садить. И накрыло меня осколками. Шестого августа это было. И уж после этого я не воевал. – Что было самое трудное на войне? – Уберечь себя, остаться живым. Там ведь как? Дело делай, а по сторонам-то не зевай, смотри в оба, а то пропадешь. – Отец Рафаил, на той войне сражались в основном православные люди или большинство было безбожников? – Ну, тогда особо-то этого не было видно. Молиться мы так уж не молились, но все же в основном люди были верующие, я так думаю. Во всяком случае, крестики очень многие носили, да и "Господи помилуй" постоянно слышалось. Особенно когда в атаку идти, перед боем. Тут только и слышишь: "Господи помилуй!" А кто молился, те молились. Хотя и не разрешалось это, но все равно всегда ведь найдешь место, где помолиться: на посту стоишь и молишься про себя, просишь у Бога, что тебе нужно. Никто не помешает. – Батюшка, а после войны вы что делали? – Из госпиталя пришел в конце 45-го года, в колхозе работал, в лесничестве работал, своим хозяйством занимался, плотничал, крыши крыл – в общем, делал, что придется, чтоб жить. – А когда вы приняли священный сан? – Рукоположение я принял очень поздно, лишь в 1983 году. Пять лет был диаконом, а с 1988 года стал священником служить. Живу я в деревне Осинки Горьковской области, Воротынский район. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 32 (494) от 17.08.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |