Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Небо, Миль, вертолёт…

Многие знают о том, что существуют вертолёты семейства Ми, поражающие своими возможностями: они обладают удивительной маневренностью, колоссальной грузоподъёмностью и сверхнадёжностью. Однако не все знают, что создавал эти вертолёты наш отечественный конструктор, а под аббревиатурой Ми скрывается имя Михаила Леонтьевича Миля. Ему пришлось пройти через огонь и воду, лёд и пламя, сконструировать свой первый летательный аппарат, называемый вертолётом.

Судьба всё время испытывала его на прочность, порой фортуна поворачивалась к нему спиной. Не каждому человеку в прошедшем столетии было под силу вынести удары судьбы: от отчисления из института до смерти любимого пятилетнего сына. И всё же он, наперекор невзгодам, уверенно преодолел лихолетье войны 1941–1945 годов. На фронте с отрядом автожиров в качестве начальника технической бригады он отправился на фронт, где находился с августа по октябрь. Михаил Миль занимался усовершенствованием боевых самолётов: придумал устройства, выводящие самолёт из штопора, и устанавливал их на боевых аэродромах, конструировал устройства для облегчения управления тяжёлыми бомбардировщиками. Несколько раз он рисковал ради спасения других людей, испытывая разработанные им устройства на самолётах в режиме опасности.

Михаил Леонтьевич считал, что без семьи, без коллектива соратников всех вертолётов Ми он бы не создал. Он всегда был благодарен любимой жене Пане, которая во всём поддерживала его и направляла по выбранному пути, не позволяя свернуть в сторону, а коллектив единомышленников работал с ним в единой связке и на одном дыхании. У Миля не было разделения "дом" и "работа". У него было два настоящих дома – это КБ с группой единомышленников, и дом, в бытовом понимании, где его всегда ждали и любили.

Творческая тяга

Его детство прошло в тихом сибирском городе Иркутске. Здесь Миша Миль сделал свои первые шаги на пути к тому, чтоб стать великим конструктором вертолётов. Несмотря на технический склад ума, Михаил всегда тянулся к творчеству – поэзии, рисованию, музыке. Вот строки из дневника, который вёл Михаил подростком: "…На 7-м году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе много талантов".

Стоит сказать, что Михаил Миль родился в довольно состоятельной семье, его отец Леонтий Самойлович Миль служил на железной дороге, Мария Ефимовна Миль, урождённая Шейнерман, после переезда из Минска в Иркутск работала зубным врачом. Родители сумели дать хорошее образование всем своим детям, старшей – Екатерине, младшему брату Яше, и среднему – Михаилу. Все дети посещали коммерческое училище, изучали языки, упор делали на немецкий. Миша серьёзно увлёкся уроками рисования, которые давал ему известный художник Владимир Копылов. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни Михаил Миль рисовал акварелью и пастелью пейзажи, натюрморты. Рисование было для него отдушиной, отдыхом от нелёгкой конструкторской деятельности. Впрочем, рисование помогло ему в жизни на сто процентов, он рисовал модели винтокрылых машин, конструкции различных агрегатов, раскрашивал их карандашами и красками, делал наброски своих замыслов на бумаге.

В 20-е годы прошлого века тысячи ребят увлекались авиацией, их манило небо. Вероятно, это массовое увлечение и сыграло свою решающую роль в выборе Милем своего дальнейшего пути. Никто даже догадаться не мог тогда, что спустя десятилетия именно сибиряком Михаилом Милем будут созданы вертолёты "Ми", которые покорят сердца не только соотечественников конструктора, но и профессионалов за рубежом.

Дети увлечённо рисовали, собирали, строили минимодели известных тогда летательных аппаратов, демонстрировали их на различных конкурсах и выставках. В возрасте 7 лет Миша принял участие в конкурсе авиамоделистов, который проходил в Новосибирске. Он собрал свою первую модель самолёта, за что был удостоен специального приза. И этот успех был не последним. Однако на пути к своей мечте пришлось испытать немало трудностей.

Отчислили за "мягкие стулья"

В 1926 году Миль окончил коммерческое училище в Иркутске и решил поступать в Томский технологический институт. При поступлении проблем не возникло, все экзамены Михаил сдал успешно и был зачислен на первый курс. С самого начала активно участвовал в работе авиамодельного кружка. И вдруг, в период учёбы на первом курсе у Миля возникли проблемы – его без всяких причин отчислили из института. Миль пытался выяснить, что случилось, но в деканате ему сказали, что поступил сигнал о том, что в доме Милей "есть мягкие стулья". Это значило следующее: в тот период привилегией при поступлении в вуз пользовались дети крестьян и рабочих. Их видели будущими инженерами, врачами, учителями, строителями и представителями других профессий. Стояла задача создать советскую науку, культуру, технику и не зависеть от тех специалистов, которые получили образование до Октября 1917 года. Тогда "мягкие стулья" обозначало то, что семья Миля принадлежит к зажиточным слоям общества. Справедливости ради скажем, всё же возможность учиться для богатых тоже существовала, для этого нужно было работать на заводе или получить вначале рабочую специальность, то есть пройти фабзавуч (фабрично-заводское обучение). Позже выяснилось, что сообщил в соответствующие органы о происхождении Михаила его однокурсник.

Миль недолго расстраивался, он без раздумий в том же году устроился на кожевенный завод в химическую лабораторию. За год работы здесь он получил технические навыки, улучшил ряд технологических процессов и главное – получил статус рабочего. В 1928 году Михаил уволился с завода и с отличной характеристикой, в которой отмечались его заслуги и достоинства, поехал в Москву, в отдел Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), где ему дали направление в Донской политехнический институт (сегодня – Южно-Российский государственный политехнический университет). В тот период в вузе открылось авиационное отделение, с которого и начался профессиональный путь нашего соотечественника – талантливого конструктора вертолётов.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 32 (494) от 17.08.2018 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно