Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Рождённый побеждать

Продолжение. Начало в № 29

В ночь на 24 июня на "Трёх Иерархах" собрался совет, в котором участвовали Алексей и Фёдор Орловы, Г. А. Спиридов, Д. Эльфинстон, С. К. Грейг и генерал Ю. В. Долгоруков. На совете был разработан план атаки неприятельского флота: кильватерной колонной спуститься на противника почти параллельно его боевой линии и атаковать с короткой дистанции (50–70 метров). План был смелым и новаторским, он ломал привычные каноны линейной тактики, и именно в этом была его сильная сторона. Итак, в соответствии с диспозицией утром 24 июня русская эскадра двинулась на неприятеля. Первая колонна (авангардная) находилась под командованием самого Г. А. Спиридова. Её составляли флагманский линейный корабль "Евстафий" под командованием капитана 1 ранга А. И. Крузе, линейный корабль "Европа" (командир капитан 1 ранга Ф. А. Клокачёв) и линейный корабль "Три Святителя" (командир капитан 1 ранга С. П. Хметевский).

Вторая колонна (кордебаталия) шла под флагом главнокомандующего А. Г. Орлова. В неё входили линейный корабль "Три Иерарха" (командир капитан-бригадир С. К. Грейг), линейный корабль "Иануарий" (командир капитан 1 ранга И. А. Борисов), линейный корабль "Ростислав" (командир капитан 1 ранга В. М. Лупандин). Третьей колонной (арьергардией) командовал Д. Эльфинстон, под его началом находились линейный корабль "Не тронь меня" (командир капитан 1 ранга П. Ф. Бешенцов), линейный корабль "Святослав" (командир капитан 1 ранга В. В. Роксбург) и линейный корабль "Саратов" (командир капитан 2 ранга А. Г. Поливанов). Остальные суда под общим командованием бригадира И. А. Ганнибала обязаны были прикрывать фланги атакующих колонн. По наблюдениям С. К. Грейга, "турецкая линия баталии была превосходно устроена, расстояние между кораблями было не более длины двух кораблей". Флот неприятеля выстроился в две линии: 10 линейных кораблей в одной линии, 7 линейных кораблей, 2 каравеллы и 2 фрегата – в другой. При этом они были расставлены в шахматном порядке, так, чтобы суда второй линии занимали промежутки между судами первой и могли вместе с ними одновременно вести огонь всем бортом. Таким образом, русские корабли попадали под интенсивный одновременный огонь почти 700 орудий. А. Г. Спиридов повёл моряков в бой, применив при этом своеобразную "психическую атаку", суда шли на противника в полном молчании, не открывая огня. Это молчание и постоянное нарастание напряжения, пока длилось сближение (4 часа, с 8 до 12 часов), привело неприятеля в замешательство, план адмирала удался, противник не выдержал и открыл шквальный огонь по русской эскадре, которая приблизилась на расстояние выстрела. Лишь после входа на такое расстояние русские моряки открыли ответный огонь. Первой вплотную подошла к врагу "Европа", развернувшись бортом, она дала залп из всех орудий и медленно двинулась вдоль всей неприятельской линии. Однако неожиданно её капитан повернул на правый галс и вышел из линии. Спиридов, увидев это маневр, яростно крикнул со своего мостика "Господин Клокачёв! Поздравляю вас матросом!" Но Клокачёва вины здесь не было, лоцман-грек предупредил его о груде камней, которые мешали проходу прямо по курсу. Место "Европы" занял "Евстафий", он стал головным в авангарде, и на него разом обрушился огонь противника. Г. А. Спиридов в парадной форме, при всех орденах и при обнажённой шпаге спокойно расхаживал на шканцах и лично руководил боем, всё время подбадривая матросов. Прицельный огонь неприятеля перебил на "Евстафии" снасти и лишил его способности самостоятельно передвигаться. Он начал дрейфовать в сторону турецкого флота – его сносило на флагманский корабль неприятеля "Реал Мустафа". Однако огня команда "Евстафия" не прекращала. Когда бушприт русского корабля уткнулся в нос "Реала Мустафы", матросы сошлись в жестокой рукопашной схватке. Один из матросов пробился на корму корабля и стал срывать флаг неприятеля, но рука была перебита, он схватил флаг другой рукой, повторилось то же самое. Тогда он вцепился во вражеский флаг зубами и сорвал его. Рваный флаг доставили Спиридову. В час дня огонь "Евстафия" вызвал пожар под шканцами "Реал Мустафы". Гассан-паша, чтобы избежать плена, на шлюпке, поджидавшей у противоположного борта, ретировался на 100-пушечный корабль "Капудан-паша", пожар на "Реал-Мустафе" разгорался с новой силой, угрожая огнём "Евстафию". В этих условиях Спиридов как старший флагман, руководивший боем, в соответствии с требованием Морского устава принял решение покинуть корабль и перенести свой флаг на "Три Святителя". Едва шлюпка с Фёдором Орловым и Спиридовым отвалила от борта, как рухнула охваченная пламенем грот-мачта "Реал-Мустафы", и горящие обломки подожгли крюйт-камеру "Евстафия". Через мгновение раздался взрыв небывалой силы, следом – второй: "Реал-Мустафа" разделил участь "Евстафия". Из всего экипажа спаслись лишь его командир капитан 1 ранга Круз, обожжённый и израненный, удержавшийся на воде за обломок мачты, 9 офицеров и 51 матрос. Взрыв на палубе "Реал Мустафы" привёл к панике и неразберихе, корабли спешили уйти дальше от страшного места, где всё пылало и рвалось. Неприятельский флот уходил в Чесменскую бухту. Впрочем, паника не соответствовала реальности, был потерян только один корабль, Гассан-Паша спасся с горящего корабля и нашёл пристанище на "Капудан-паше", откуда при желании мог руководить боем. Однако команда была напугана тем, что примерно за час до взрыва, "Реал-Мустафа" попал под ураганный огонь "Трёх Иерархов", был совершён неловкий маневр, и корабль минут пятнадцать стоял, доступный для продольного обстрела. Примерно в половине второго Гасан-паша в спешке стал уводить в Чесменскую бухту последний корабль. В результате боя, который длился около двух часов, эскадра неприятеля была полностью деморализована, но численное превосходство до сих пор оставалось за ней. Стоял полный штиль, и гребные галеры быстро вывели корабли из зоны обстрела, российская эскадра галер не имела. Впрочем, у противника оставалось и преимущество хода. Тогда наши корабли наглухо перекрыли вход и выход в бухту и обратно, и в 10.00 бомбардирский корабль "Гром" обстрелял неприятеля из мортир и гаубиц. К атаке подключились линейные корабли "Ростислав" и "Три Иерарха" и пакетбот "Почтальон", они продолжали бомбардировать флот неприятеля весь день 25 июня.

Через сутки после боя в Хиоском проливе 25 июня, в пять часов дня под председательством графа Алексея Орлова на линейном корабле "Три Иерарха", на котором он держал кайзер-флаг, собрался военный совет. Моряки категорически настаивали на решительных и немедленных действиях, чтобы не упустить благоприятный момент вынужденного бездействия противника в тесной бухте. Детальный план разгрома неприятеля предложили А. Г. Спиридов и И. А. Ганнибал. Идея была проста: использовать в качестве брандеров транспортные суда, сопровождавшие эскадру и не представлявшие особой ценности. Их необходимо было нагрузить горючими материалами (смолой в бочках, селитрой, серой в парусиновых шлангах), палубу, рангоут и борта пропитать скипидаром. Такой брандер мог представлять собой смертельную опасность, но лишь в случае подхода к вражескому кораблю вплотную. Для этой цели к бушприту и нокам рей крепились крючья, которыми его команда стремилась зацепить за фальш­борт и надстройки неприятельского судна. Снаряжение брандеров и подбор их командиров поручили бригадиру Ганнибалу. Для осуществления этого замысла требовались хладнокровные и опытные офицеры, небоявшиеся рискнуть жизнью. На призыв Ганнибала без раздумий откликнулись капитан-лейтенант Р. К. Дугдаль, лейтенанты Д. С. Ильин и Т. Мекензи (в дальнейшем ставший адмиралом, именем которого названы высоты вблизи Севастополя) и мичман князь В. А. Гагарин. Команды брандеров тоже набирались из добровольцев.

В ночь на 26 июня 1770 года погодные условия атаке не благоприятствовали, стояла полная луна, и на море всё просматривалось далеко окрест. Было так светло, что команды русских судов отчётливо видели, чем занимается флот неприятеля в бухте, куда накануне он бежал под прикрытием батарей. Русские моряки видели в подзорные трубы, что "флот стоит в тесном и непорядочном состоянии, одни носами на NW (северо-запад), другие NO (северо-восток) "а к нам боками, несколько ж их в тесноте стоят за своими к берегу, так как в куче". Для обеспечения успеха операции были выделены линейные корабли "Ростислав", "Европа", "Не тронь меня" и "Саратов", фрегаты "Надежда Благополучия" и "Африка" и бомбардирский корабль "Гром". Этому отряду кораблей под общим командованием С. К. Грейга следовало войти в Чесменскую бухту и, вступив в бой с неприятельским флотом, вызвать панику на кораблях, отвлечь их внимание на себя, открыв тем самым дорогу брандерам.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 34 (496) от 31.08.2018 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно