|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Небо, Миль, вертолёт…Институт в Новочеркасске был основан в 1907 году при последнем российском императоре Николае II, однако строительство длилось долго, и завершилось лишь в 1926 году. Долгострой объясняется тем, что Первая мировая война, череда революций, интервенция и Гражданская война всё время вынуждали останавливать строительство института. После сдачи вуза в эксплуатацию, в его корпусах открылось авиационное отделение, имеющее сильную материальную базу: программа была объёмной, преподавательский состав квалифицированный и опытный, аудитории Донского института помнят не только лекции отечественных лекторов, но и зарубежных, которые приезжали в Россию и делились накопленным опытом и знаниями. СтудентВ Новочеркасске, где базировался институт, Миля притягивало всё, что имело связь с авиацией. Михаил создаёт кружок, где люди, увлечённые авиацией, могли бы получать дополнительные знания, обмениваться своими идеями, пусть даже на первый взгляд абсурдными. Очень быстро в кружке появились свои секции, в которых студенты строили модели самолётов, чертили схемы, рисовали модели на бумаге и так далее. Миль горел идеями и мог увлечь авиацией любого, случайно пришедшего в аудиторию, где занимались кружковцы. То, что кружок постоянно посещали 10–12 человек, было большим плюсом, это помогало Милю спокойно, без спешки и суеты разобраться с той или иной проблемой, а если понадобиться, вступить в горячий спор. Инициативный молодой человек понравился и педагогам и студентам своей целеустремлённостью и инициативой. Деятельность кружка не оставалась незамеченной, многие работы ребят демонстрировались на различных выставках, их отмечали заслуженными наградами и поощрениями. Несмотря на занятость и увлечённость авиацией Михаил не забывал вести общественную работу. Стоит сказать, что учёба давалась Милю легко, и он не только сам узнавал что-то новое, но и делился этими знаниями с товарищами. Он учился у великих профессоров – Левкова и Горячева, которые читали курс по аэродинамике. Именно аэродинамике Миль посвятил большинство своих работ, он очень любил это предмет. В одном из корпусов института был организован аэродинамический кружок, куда Михаил прибегал каждое утро, чтобы прослушать дополнительную лекцию, получить знания, которые помогли бы ему глубже вникнуть в процессы аэродинамики. В им же созданном кружке он встретил настоящих друзей, ставших в дальнейшем верными соратниками и пронёсшими дружбу через всю жизнь. В книге Елены Миль "Неизвестный Миль" есть воспоминания одного из институтских друзей Михаила Леонтьевича – его тёзки Михаила Захарова, который описывает свою первую встречу с Милем: "Среднего роста, худощавый, с серо-голубыми глазами. Стрижка под машинку, что соответствовало тогдашней комсомольской этике". Захаров сыграл огромную роль в жизни Михаила Миля: он рассказал ему об автожирах. В личном дневнике Миль писал об этом так: "Впервые услышал слово "автожир" в 1928 году от своего товарища Миши Захарова, будучи тогда студентом 2-го курса Новочеркасского института. Он с увлечением рассказал мне о новом типе диковинного самолёта, у которого вместо крыла был самовращающийся винт". Эту запись приводит Елена Миль в книге "Неизвестный Миль". Студент Михаил Миль начинает штудировать всю литературу об автожирах. Благо в библиотеке была замечательная литература. Миль приходил в библиотеку и часами с увлечением читал научные брошюры и журналы по авиации, чтобы как можно подробнее изучить "очень странные и сложные летательные аппараты". Что из себя представляет автожир? Этим вопросом, без сомнения, задавался студент Миша Миль. Выяснилось, что автожир – это летательный аппарат, сочетающий в себе свойства самолёта и вертолёта. У него, как и у вертолёта, есть несущий винт, но он приводится в действие не двигателем, а набегающим потоком воздуха и выполняет функции крыла, создавая подъёмную силу. Позже Миль написал научную статью, посвящённую автожиру. Впрочем, Миль перечитал всю литературу о развитии авиации в Период первой мировой войны 1914–1918 годов. Заметим, что в этот период авиация развивалась стремительными темпами, и неслучайно отечественные конструкторы сталкивались с массой проблем. Их, например, поставил в тупик вопрос вхождения самолёта в штопор при перегрузе. Машина становилась тяжелее, что порой приводило к катастрофам. Такие же проблемы испытывали и зарубежные конструкторы. Испанский инженер Хуан де ля Сиерва придумал летательный аппарат – автожир, который не боялся потери скорости: он имел самовращающийся винт, который позволял вертикально садиться. ПрактикаМихаил Миль изучил весь теоретический курс, связанный с автожирами, и, желая ознакомиться с ними на практике, написал письмо своему земляку Николаю Ильичу Камову, который в то время имел широкую известность в инженерных кругах, был опытным конструктором автожиров и заведовал отделением автожиров в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в Москве. Камову понравился этот инициативный молодой человек желанием совершенствовать свои знания в области авиации, и он привлёк Миля к созданию первого отечественного автожира КАСКР, названного так по первым буквам фамилий конструкторов Н. И. Камова и Н.К. Скржинского. Во время летних студенческих каникул Миль приехал в Москву на практику. Он работал в качестве помощника механика по лётным испытаниям автожира КАСКР‑1. Летние каникулы он целиком посвятил изучению работы автожиров с помощью своих наставников, создателей отечественного автожира – Камова и Скржинского. Стало понятно, что учёба в Новочеркасске была для М.Л Миля судьбоносной не только потому, что здесь он начал свой путь в будущую профессию инженера-конструктора, но ещё и потому, что именно в институте он встретил свою будущую жену – Пану Руденко, которой он в дальнейшем будет обязан многим. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 34 (496) от 31.08.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |