Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 октября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Небо, Миль, вертолёт…

Продолжение. Начало в № 32

Мало кто сомневался в очередном удачном полёте автожира, которым управлял опытный лётчик-испытатель С. К. Козырев. Полёт проходил в штатном режиме, но на высоте 700 метров произошла поломка лопастей ротора. Козырев выпрыгнул из кабины пилота, но его зацепило лопастью. От удара парашют раскрылся, лётчик приземлился, но спасти его не удалось. Он потерял много крови и испытал болевой шок, потеряв руку после прыжка. Разбор полёта показал, что поломка лопасти ротора заключалась в усталости материала, проще говоря, в изношенности.

Стоит заметить, что 1937 год стал одним из тяжёлых для всего коллектива ЦАГИ, особенно первой бригады, начальником которой был М. Л. Миль. Многих его коллег репрессировали по навету, в тот период немало конструкторов было уволено. Миль потерял опытных и знающих авиаконструкторов, что стало невосполнимой потерей ЦАГИ. Репрессии коснулись не только отдела особых конструкций (ООК), но и проектов, над которыми работали представители отдела. Примером может стать автожир А‑15, над которым отдел долго трудился, но события 30-х годов так и не позволили завершить работу.

В канун войны правительство приняло решение о строительстве завода опытных конструкций (ЗОК) под руководством Н. И. Камова, его заместителем назначили М. Л. Миля. Завод специализировался на серийном выпуске боевого автожира А‑7, корректировщика артиллерийской стрельбы. Автожир успешно прошёл все испытания и был готов к боевым действиям. Миль сохранил связи с ЦАГИ, работая там на полставки, он занимался проблемами устойчивости и управляемости боевых самолётов. В связи с началом войны эти задачи были актуальнейшими. Несмотря на то что о войне открыто не говорили, авиаконструкторы понимали, что она вот-вот грянет, и важно было к ней хорошо подготовиться. Авиастроение тогда развивалось активно, люди работали по 10–12 часов в сутки. Миль дневал и ночевал в цехах. Он вспоминал: "Мы готовились к вой­не, только этим и жили, работали, не щадя сил, беда была в том, что не успели провести перевооружение армии". Ему пришлось на время отойти от разработки автожиров, стране требовались самолёты, которые бы обеспечили Красной Армии огневую поддержку сверху. Однако не полностью была решена проблема с управлением самолёта. Оно было простым, рычажным. Миль предложил улучшить управление самолётов, создав новую, более эффективную схему рулей. Несмотря на подготовку к войне, Миль написал немало статей для разных журналов. Он активно публиковал свои работы "Аэродинамика ротора автожира при криволинейном движении" и "Аэродинамика несущего винта с шарнирным креплением лопастей при криволинейном движении".

Начало войны

В августе 1941 года Миля направляют с отрядом автожиров А‑7 на фронт в качестве начальника технической бригады. В мае 41-го автожиры А‑7 прошли испытания в горах Тянь-Шаня. Летом Миль отправил жену, дочь и сына в Самару. Однако отношения с родственниками не сложились, и семья вернулась в Москву; сняв дачу, стали жить вблизи города Жуковский. Для Михаила, который тоже вернулся столицу, их приезд стал не только неожиданностью, но и радостью. Они устроили настоящий семейный ужин, какого давно не было в их жизни.

В конце августа Миль отправился на фронт с пятью автожирами А‑7, где планировалось побыть до октября. Он вылетал на задание вместе с автожирами, в задачу которых входила корректировка артиллерийского огня с воздуха, но для этой миссии они оказались непригодны из-за чрезмерно производимого шума. Пять автожиров оборудовали спецоружием и пушками, которые должны были оказать поддержку нашим войскам. Но без сопровождения истребителей они обойтись не могли. Однако автожиры были незаменимы в ночных операциях, так, они могли без проблем проникать в ближайший тыл врага, так как перемещались практически невидимыми, особенно когда противник не вёл артиллерийский обстрел. Автожиры доставляли партизанам листовки, донесения в штаб фронта, когда немцы внезапно прорвали оборону.

Елена Миль в своей книге "Неизвестный Миль" подробно описала один из автожиров, отправленных на фронт: "А‑7 представлял собой крылатый аппарат с трехлопастным несущим винтом, фюзеляж имел две кабины – лётчика и наблюдателя. Для улучшения обзора и обстрела хвостовая часть сильно заужена, низко расположенные крыло и лопасти складывались для удобства транспортировки и хранения его в ангарах. Трёхколёсное шасси и вспомогательная хвостовая опора обеспечивали устойчивость разбега и горизонтальное положение несущего винта, при его раскрутке и торможении сокращали разбег. Весил автожир 2 200 килограммов. На нём установлен двигатель воздушного охлаждения М‑22 мощностью в 480 лошадиных сил.

Стрелковое вооружение А‑7 состояло из передней установки пулёмёта для синхронной стрельбы через винт с зарядным ящиком на 500 патронов и задней установки – турели с пулемётом Дегтярёва. На четырех точках под автожиром подвешивали шесть бомб. Впоследствии с А‑7 впервые запустили реактивные снаряды. Связь в воздухе с землёй обеспечивала приёмно-передающая станция".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 41 (503) от 19.10.2018 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно