Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 октября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Тернистая, но славная история

В ноябре 2018 года исполняется 100 лет инженерному образованию на Дальнем Востоке России. Праздник отметят тысячи бывших и нынешних студентов и преподавателей Дальневосточного политехнического института – Дальневосточного технического университета – Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. Думается, не так важно, как называлась прежде или как называется сегодня кузница инженерных кадров дальневосточного региона, главное – старейший вуз во все времена оправдывал своё название. Его история тесно вплетена в историю Приморского края, которому 20 октября исполняется 80 лет. Если перефразировать известное выражение, то получится примерно так: "Мы говорим Приморье – подразумеваем политен, мы говорим политен – подразумеваем Приморье".

Столетняя история вместила в себя все этапы создания, становления и развития инженерного образования в нашем регионе. Об этом хорошо написал в одной из своих работ Алексей Васильевич Стоценко. До 1963 года он был директором ДНИИ по строительству и заведующим кафедрой строительного производства. В 1964–1968 годах – заместитель директора Приморстроя НИИпроекта, профессор ДВПИ. С 1968 по 1970 годы – ректор ДВПИ. Начиная с 1985 года на протяжении ряда лет, до перестройки, Алексей Васильевич являлся профессором-консультантом ДВПИ. В этом номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы предлагаем познакомиться с материалом А. В. Стоценко.

В апреле 1930 года технический факультет был выделен из ГДУ и стал Дальневосточным политехническим институтом с четырьмя факультетами: горным, инженерно-строительным, механическим и химическим. Ещё один факультет ГДУ (лесной) был преобразован в самостоятельный лесоинженерный институт. Через два года и горный институт выделился из ДВПИ и был превращён в горный институт. А ещё через два года оба эти института влились в ДВПИ.

В результате в 1934 году он, казалось бы, вновь оправдал своё наименование "политехнического", но, к сожалению, не "дальневосточного", поскольку лишь незначительная часть его выпускников закрепилась во Владивостоке, в основном на его крупнейшем предприятии – "Дальзаводе", а большая часть их направлялась на запад. Дальний же Восток в целом обеспечивался преимущественно дальневосточными техническими кадрами.

В 1935 году ДВПИ перешёл в ведение ГУУЗа (Главного управления учебными заведениями) тяжёлой промышленности; в 1937 году отошёл в ГУУЗ оборонной промышленности, а ещё через два года был передан ГУУЗу судостроительной промышленности, в системе которого значился до 1946 года. Все три ГУУЗА, заинтересованные в развитии только факультетов машиностроительных профилей, сдерживали развитие других факультетов, ликвидировали на них "лишние" специальности, уменьшали приём студентов до 50, 25, а то и до нуля. Так было с горными и инженерно-строительными факультетами, в дальнейшем и вовсе был расформирован лесоинженерный факультет. И это – несмотря на то что Дальний Восток по своему пионерному уровню нуждался, прежде всего, в инженерах-строителях, горняках, лесоинженерах…

Так было до передачи ДВПИ Министерству высшего образования в 1946 году. Следовательно, только спустя 30 лет после основания он мог развиваться как "политехнический", но всё ещё не как "дальневосточный". Последнее приходится подчёркивать только потому, что и за период подчинения машиностроительным ГУУЗАм ДВПИ продолжал готовить кадры не для Дальнего Востока, а для всей РСФСР…

Первый период истории ДВПИ известен немалыми достижениями в науке и технике. Благодаря трудам В. П. Вологдина и С. А. Данилова во Владивостоке, впервые в СССР, получила распространение сварка металлов, В. С. Пак написал целый цикл учебных пособий по подземной горной механике. Немало сделал в области водоснабжения в вечной мерзлоте М. Я. Чернышёв. Все они достигли если не мирового, то общесоюзного признания. Но, к сожалению, это привело к переселению в европейскую часть СССР почти всех даровитых выпускников ДВПИ того времени вслед за своими учителями.

Следует также не забывать тех выпускников ДВПИ, которые стали настоящими руководителями предприятий, строек, проектных и конструкторских организаций на Дальнем Востоке. К сожалению, таких было не так уж и много. Ведь за весь период с 1920 по 1934 годы ДВПИ выпустил лишь 592 инженера, и большая часть их после окончания института направлялась далеко на запад…

Второй период – период подчинения института машиностроительным ведомствам – был заметно продуктивнее первого в отношении подготовки инженерных кадров. Всего за 1935–1946 годы было выпущено факультетами 1 048 инженеров преимущественно машиностроительных профилей, включая и кораблестроителей. Правда, последние обучались с большой помощью Ленинградского кораблестроительного института, принимавшего для завершения образования на старшие курсы студентов ДВПИ или присылавшего для основных курсов по специальности своих преподавателей во Владивосток.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 41 (503) от 19.10.2018 г.

Алексей Стоценко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно