|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Небо, Миль, вертолёт…Продолжение. Начало в № 32 Испытание фронтомПервым испытанием на фронте для Миля стала Ельня в сентябре 1941 года. Тогда противник прорвал фронт в том районе, где базировались автожиры А‑7. После прорыва немцев истребители улетели, автоматчики группы прикрытия автожиров отступили, поддавшись общей панике. Миль оказался единственным, кто не растерялся в трудной ситуации и оперативно приступил к реализации своего плана действий. Чтобы рассеять панику в отряде, он приказал немедленно разобрать автожиры. В тот момент Миль готов был рискнуть не только собственной жизнью, но и жизнью других, лишь бы такой мощный летательный аппарат, как автожир А‑7, не достался врагу и в дальнейшем не был использован против Красной Армии. Миль быстро наладил дисциплину, и механики, споро и слаженно работая, разобрали автожиры. На попутных полуторках машины вывезли из захваченной врагом территории. Лейтенант Трофимов и комиссар Чеботарёв написали Н. И. Камову, начальнику завода, где работал Миль, письмо с просьбой объявить Михаилу Леонтьевичу благодарность за его смелый поступок. Вот выдержка из того письма: "За время работы в боевой обстановке Миль неоднократно по поручению командования эскадрильи и по собственной инициативе выезжал на боевые позиции в район расположения наблюдательного пункта артиллерийского полка для разрешения вопросов по применению автожиров. При вынужденном отходе из-под удара со стороны прорвавшихся подвижных частей противника товарищ Миль сумел спасти материальную часть автожира и вывести её из окружения…". Ясно, что в первые месяцы войны, когда враг захватывал один населённый пункт за другим, когда трудно было понять, где фронт, а где тыл, автожиры, требующие доводки, отошли на второй план. Это понимал и Миль. В стране шла массовая эвакуация, не обошла она стороной и семью Милей. Пятилетний Владик в дороге тяжело заболел, и 19 декабря 1941 года скончался. В эвакуации в Билимбае Пана родила девочку, но прожила та всего девять дней. Война не щадила никого. Миль потерял также мать и родного брата Якова, подорвавшегося на мине под Калинином. Иначе складывалась судьба его отряда. В начале октября 1941 года отряд автожиров под командованием Миля вернулся с фронта в Москву. Материальных и человеческих потерь не было. Миль без передышки взялся за доставку пяти автожиров на завод, где приступили к их обслуживанию. В 1942 году Миль выступил с предложением о разработке ружья, стреляющего реактивными снарядами. Предложение вначале отклонили: не хватало ресурсов, да и реактивные снаряды пока были далеки от совершенства. Тогда Миль придумал противотанковое ружьё, которое должно было стрелять реактивными снарядами РС‑82. Миль дневал и ночевал на заводе, ради одной цели – скорейшего создания опытного экземпляра. Руководство ЦАГИ восхищалось идеями и упорством Миля, и специалисты стали помогать коллеге в скорейшем изготовлении опытного образца. Активно в создании оружия ему помогал С. А. Пехтин. Противотанковое реактивное ружьё Миль создал в короткие сроки, в этом же году был произведён первый выстрел. Миль произвёл его лично. На испытание пришли не только работники завода, но и военные специалисты. Опробовали оружие в феврале, когда завалило снегом испытательную площадку. В поле установили мишень, площадку очистили от снега. Понимая, что реактивное оружие довольно тяжёлое, присутствующие отошли на приличное расстояние. Было холодно, Миль оделся легко, и кто-то передал ему овчинный полушубок. Когда конструктор зарядил снаряд и произвёл выстрел, и тот с оглушительным свистом полетел к мишени, газовая струя выплеснулась в сторону Миля. Люди бросились к месту происшествия. Когда дым развеялся, зрители увидели Миля лежащим, лицом вниз, в разодранном полушубке. Перевернув конструктора на спину, облегчённо вздохнули: Миль был жив, но оглушён и легко контужен. Михаил не отказался от дальнейшей доработки своего изобретения. Он добавил специальный щиток, который защищал стрелка в момент эксплуатации противотанкового ружья. Дальнейшие испытания прошли успешно, без чрезвычайных происшествий. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 42 (504) от 26.10.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |