|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Таёжная одиссея самолёта «Родина»Продолжение. Начало в № 39 Если женский экипаж "Родины" доставили в Москву без особых хлопот, то сам самолёт оставили на определённое время в занесённом снегом болоте. Стоит сказать, что долго ждать не пришлось. Той же зимой к сопке Юкачи прибыла бригада специалистов и приступила к ремонту "Родины". Команда действовала по распоряжению директора завода № 126 А. Н. Тер-Маркаряна, который, в свою очередь, руководствовался поручением наркома оборонной промышленности Н. Н. Кагановича от 27 октября 1938 года, в котором говорилось о создании бригады специалистов по подъёму самолёта и перелёту его в Комсомольск-на-Амуре. Экспедиция была снаряжена из рабочих посёлка Керби. Лётчики доставили на реку Амгунь 30 рабочих и авиационных специалистов Комсомольска. С началом морозов они от местечка Каменка пешком через тайгу добрались до места посадки самолёта и встали лагерем. "Родину" подняли, заменили винты, поставили на лыжи. Марь возле самолёта расчистили. По замёрзшему болоту проложили длинный настил. Взлётную полосу опробовал пилот на своём У‑2, который, впрочем, прилетел на место посадки "Родины" с цветами и шампанским. Самолёт сделал круг, покачал крыльями и полетел на заводской аэродром с докладом о продвижении дел по подъёму самолёта. 4 декабря 1938 года экипаж военных лётчиков поднял в небо "Родину" и взял курс на Комсомольск. В Москву перегонял героический самолёт муж Валентины Гризодубовой, тоже лётчик. Вспоминая то время, Валентина Степановна рассказывала, что таких машин АНТ‑37 конструкции Сухого изготовили считанные единицы. Два образца не выдержали лётных испытаний, "Родина" после незначительного ремонта на протяжении всей Великой Отечественной войны обслуживала фронтовые бригады, четвёртую машину готовили к перелёту вокруг земного шара. Валентина Гризодубова не раз хлопотала в высших инстанциях о судьбе "Родины". И всё же машину после войны пустили на слом. Ныне награждённых кербинцев и членов экипажа самолёта-рекордсмена нет в живых. В городе Кольчугино Владимирской области долго жил лётчик Михаил Евгеньевич Сахаров, который в 1977 году приезжал вместе с В. С. Гризодубовой, её сыном и Верой Ломако на Амгунь. Участники делегации встречалась с жителями села и рассказывали о том перелёте. На сопке Юкачи, неподалёку от посадки самолёта "Родина", установили памятный знак. Установкой занимались жители села имени Полины Осипенко: главный архитектор района Юрий Стешин, заместитель заведующего отделом культуры района Сергей Доценко, главный районный охотовед Виталий Соколов. Стоит сказать, что Кербинский район переименовали в район имени Полины Осипенко в 1939 году. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ, в котором говорилось: "Удовлетворить ходатайство рабочих, служащих, колхозников и районных организаций Кербинского района Нижне-Амурской области Хабаровского края о переименовании Кербинского района в район имени Полины Осипенко". Много позже появились вопросы, связанные с переименованием села и района. Учитывая заслуги В. С. Гризодубовой, которая прожила долгую и яркую жизнь, логично было бы назвать село и район её именем. Однако здесь есть объективные причины. Переименование Кербинского района было в большей мере обусловлено гибелью 11 мая 1939 года второго пилота Полины Осипенко при испытании новой модели самолёта. После того как кербинцы узнали о случившемся, они провели собрания и митинги, на которых высказали единодушное мнение: увековечить память героини и просить переименовать район, присвоить ему имя Полины Осипенко. Просьба была удовлетворена. Полина Осипенко первой в мире среди женщин подняла свой самолёт на высоту 9 100 метров. В мае 1937 года она установила три международных рекорда по высоте. 2 июля 1938 года Полина вместе с Верой Ломако и Мариной Расковой на гидросамолёте пролетела от Чёрного до Белого моря. И всё же настоящая слава пришла к ней после беспосадочного перелёта Москва – Дальний Восток. Рекорд "Родины" побить никому не удалось. Непонятно другое: почему в 1958 году в городе Комсомольке-на-Амуре улица Гризодубовой стала улицей Правды, улица Осипенко – Орловской, улица Расковой – Ачинской, переулок Расковой – Прямым? Во Владивостоке, наоборот, в районе "Школьной" – так называемом "районе летчиков", где увековечена память многих героев-летчиков, появились улицы Гризодубовой, Расковой и Осипенко. Более того, здесь установили мемориальные доски, в чём убедился корреспондент газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, побывав на эти улицах. Стоит отметить, что спустя 30 лет после перелёта, в 1968 году, охотники из села Дуки наткнулись в тайге на фрагменты "Дугласа" и ТБ‑3. Вокруг были рассеяны останки десантников. А. И. Олянишин, который в 38-м совершил прыжок с парашютом на катастрофу, рассказывал о том, что собрали и эксгумировали на месте далеко не все тела. Впрочем, по данным охотников, они видели много останков, которые пролежали в тайге три десятка лет. Стало ясно, что это место следует тщательно обследовать. Через год собрали экспедицию и послали в район сопки Юкачи. Группа состояла из тринадцати человек. От Комсомольска-на-Амуре: Ю. Федосеев, кинооператор, руководитель студии "Корабел"; С. В. Левандовский, инженер; Ю. П. Соломенко, инженер ЗИГа (авиазавод им. Ю. А. Гагарина); его сын Николай, учащийся школы № 24; С. А. Галега, инженер ЗИГа; С. С. Вялкина, главный архитектор филиала института "Хабаровскгражданпроект"; Г. Евтушенко, радист лесоохраны; Э. И. Синельников, заведующий отделом культуры. В Дуках к экспедиции присоединились учащиеся старших классов: Олег Панченко, Максим Чеканов, Алексей Андреев, Егор Тропин, Сергей Лосев. Эдуард Иванович Синельников, возглавивший экспедицию, обратился к заместителю командующего КДВО А. И. Малюкову с просьбой оказать содействие в выделении вертолётов Ми‑6 и Ми‑8 с 20-го по 28-е октября. Просьба была исполнена. Вертолёт высадил членов экспедиции на косе Амгуни, разбили лагерь, переночевали. Рано утром двинулись по тайге к месту катастрофы, ориентировались по зарубкам, оставленным прежней экспедицией. Спустя сорок минут вышли к месту падения самолётов. В березняке сверкнула на солнце хвостовая часть самолёта. Обследовали участок – нашли часы, которые показывали 4 часа 30 минут, собрали мелкие расплавленные металлические части, перенесли в одно место останки десантников. Затем подошли к месту падения ТБ‑3, здесь обнаружили лишь остов машины. Но вокруг было много человеческих останков. Три дня экспедиция расчищала место для вертолётной площадки, планировали вывезти фрагменты "Дугласа" именно вертолётом "Ми". В этом же месяце операцию по доставке машины удалось завершить в полном объёме. "Дуглас" доставили на завод имени Ю. А. Гагарина. Восстановлением хвостовой части "Дугласа" занимались работники завода А. И. Войтовский, Л. А. Галега, Г. Н. Соломенко и М. К. Щутов. Много бюрократических препятствий пришлось преодолеть энтузиастам установления памятника погибшим экипажам. Дело застопорилось, и Э. И. Синельников обратился к организациям и гражданам о сборе средств на памятник. Помощи не последовало. Отказали Центральный райсовет и райисполком. Лишь в 1990 году дело сдвинулось с мёртвой точки. Вот текст распоряжения от 03.09.91. за № 306-р. "В соответствии с решением президиума городского Совета народных депутатов № 61 от 25.10.90 "О строительстве памятника-захоронения лётчикам и десантникам, погибшим в авиакатастрофе при розыске экипажа самолёта "Родина", выделить отделу культуры горисполкома 60 тысяч рублей из внебюджетных ассигнований на строительство памятника-захоронения. Председатель исполкома Ю. Ф. Матвеев". Памятник всё же построили, открыли его в 1977 году. Спустя 11 лет, в 1988 году, была установлена памятная доска с именами погибших. Место нахождения памятника: в восточной части п. Дуки, примерно в 100 метрах на восток от ориентира: здание администрации сельского поселения, расположенного по ул. Александра Никифорова, дом 10. Стоит сказать, что официально памятник не зарегистрирован. Текст на памятной доске, установленной 4 октября 1988 года в п. Дуки Солнечного района, гласит: "Здесь захоронены останки трагически погибших 4 октября 1938 года в авиакатастрофе членов экипажей самолетов "ТБ‑3-РН" и "Дуглас" – участников поиска самолёта "Родина": младшего командира Андреева, лейтенанта Венцикова, радиста Заботкина, штурмана Земцева, младшего командира Климова, штурмана Лесникова, воентехника первого ранга Марцинюка, воентехника второго ранга Морозова, командира взвода Медведева, борттехника Матусова, фотокорреспондента "Тревоги" Раппопорта, младшего командира Соскова, помощника бортмеханика Черепахина, летчика Шевченко". (В точности написания некоторых фамилий нет уверенности, так как в разных документах они написаны по-разному). Удалось выяснить подробные данные: Григорий Васильевич Лесников 1906–1938; Филипп Михайлович Шевченко 1904–1938; Тихон Иванович Земцов 1907–1938; Федор Иванович Марценюк 1904–1938; Василий Васильевич Морозов 1911–1938; Владимир Михайлович Андреев 1910–1938; Иван Степанович Сосков 1912–1938; Алексей Григорьевич Климов 1914–1938; Михаил Федорович Медведев 1914–1938. Стоит заметить, в 1976 году, когда п. Дуки пострадал от лесного пожара, сгорела школа вместе с памятным знаком. В 1977 году памятник был сконструирован и отлит из бетона силами студенческого строительного отряда Днепропетровского политехнического института. Восстановить имена погибших и увековечить их на памятной доске удалось лишь в 1988 году. Однако поиски продолжаются; то, что сегодня известно о лётчиках и десантниках, чьи имена восстановлены, – это результат кропотливой многолетней поисковой работы. Однако до сих пор нет ясности о захоронении Сорокина и Бряндинского. И если стало известно, что погибло не 16 человек, а много больше, то вопросы до сих остаются. И если их было больше, то сколько всего было лётчиков и десантников на борту "Дугласа" и ТБ‑3? Хочется верить, что приисковые отряды, в частности, и наш, приморский, "Поиск", который несколько лет назад сумел отыскать фрагменты пропавшего в 1935 году в тайге гидросамолёт "Савоя С. 55П" и останки экипажа, включая участника спасения челюскинцев лётчика Александра Светогорова, раскроют тайну того воздушного столкновения, произошедшего в далёком 38-м году прошлого столетия. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 42 (504) от 26.10.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |