|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Жизнь как легенда55 лет назад, в октябре 1963 года, был сдан в эксплуатацию известный Некрасовский путепровод, мост и виадук которого соединил Первую речку и Военное шоссе, откуда можно было попасть на улицу Снеговую и Областную. Долгое время граница города проходила на пресечении Океанского проспекта с улицей Некрасовской. Улица Областная, переименованная в проспект 100-летия Владивостока, приводит к одному из красивейших районов города – Второй речке. Его первые улицы появились, когда страна отмечала 150-летие Отечественной войны 1812 года. Мало кто из современного поколения приморцев знает, застройка Минного городка и бухты Тихой начались в период работы первым секретарём Приморского крайкома партии Василия Ефимовича Чернышёва. Он руководил краем десять лет, но сделал столько, что не всякому под силу. Василий Ефимович Чернышев… "Хозяин края". Первый секретарь Приморского крайкома 1959–1969 годов. Он принял на себя руководство краем в 1959 году. Чтобы понимать, что это был за человек, необходимо знать его биографию. Василий Ефимович Чернышёв родился 110 лет назад, 13 (26) августа 1908 года в селе Красное, ныне Ливенского района Орловской области в семье рабочего. С 1922 года – дробильщик Троицкого винзавода в Орловской губернии. В 1926 году призван в ряды Красной Армии. В 1927 году окончил Орловское военное пехотное училище, в том же году демобилизовался. С 1927 года – кондуктор-сцепщик на станции Брянск-Первая. Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года. В 1930 году окончил Брянский коммунистический университет. Был на партийной работе. С 1939 – первый секретарь Василишкоского райкома ВКП(б) в Барановичской области, с февраля 1941 года – секретарь Барановичского обкома ВКП(б) по транспорту. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В июле 1941 года в составе группы партработников Белоруссии направлен в Витебскую область для организации партизанского движения. В том же месяце создал партизанский отряд, в котором назначен комиссаром. К сентябрю отряд вырос до 96 человек, а осенью на его базе была создана партизанская бригада, одна из первых в Белорусской ССР. Чернышев был назначен её комиссаром. В марте 1942 года отозван в Москву, прошёл курс подготовки и заброшен в Барановичскую область с задачей развёртывания партизанского движения. В июле-августе 1943 года руководил действиями объединённых партизанских отрядов при отражении крупномасштабной карательной экспедиции гитлеровцев. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16 сентября 1943 года № 1000 – одному из десяти командиров партизанских формирований Белорусской ССР – В. Е. Чернышёву – присвоено воинское звание "генерал-майор". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года за успешное руководство партизанской борьбой, личное мужество и отвагу генерал-майору Василию Ефимовичу Чернышёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". С 1944 года В. Е. Чернышёв – секретарь Барановичского, первый секретарь Брестского, затем – Минского обкомов партии. С 1950 года – секретарь ЦК КП Белоруссии. С 1951 по 1959 год – первый секретарь Калининградского обкома КПСС. С 1959 по 1969 годы – первый секретарь Приморского крайкома партии. Известный приморский историк, публицист Юрий Филатов в своем материале памяти Чернышева очень подробно рассказал о судьбе, характере, качествах этого необыкновенного человека, называя его "хозяином края". "Он принял руководство партийной организацией края в трудное для партии время. В верхах шла фракционная борьба, потом партия разделилась на промышленную и сельскую. Но, как первый секретарь, он успел добиться завершения памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке лицом к бухте и торжественно открыть его в 1961 году. С 1962 года он возглавил промышленный крайком КПСС, но фактически руководил всей партийной организацией края. Сельский крайком без согласования с ним не принимал ни одного важного решения. После возвращения КПСС к прежней структуре Василия Ефимовича в 1964 году вновь избрали первым секретарем Приморского крайкома. И он по-прежнему продолжает добиваться расширения производственных площадей Арсеньевского авиазавода, реконструкции завода навигационного оборудования "Аскольд". Сегодня оба предприятия являются лидерами Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В 1964 году начато строительство Артемовского опытно-экспериментального фарфорового завода, ставшего в 1967 году дипломантом Всемирной выставки в Монреале. Мы, жители нынешнего Владивостока, живем в городе, который является памятником Чернышёву. Благодаря ему появился этот красивый город на полуострове, которым восхищаются приезжие. Получив карт-бланш от Москвы на строительство нового города, он в первую очередь подготовил тыловые предприятия (сказывался военный опыт и здравый смысл): были возведены предприятия крупнопанельного домостроения и железобетонных труб большого диаметра. Архитекторы не стали уничтожать исторический центр города, а занялись теми районами, жители которых мечтали о современных благоустроенных квартирах. При Василии Ефимовиче вместо Корейской слободки появился микрорайон современных 9‑ и 12-этажных зданий – Первая Речка. Долгое время город обрывался на пересечении Океанского проспекта с улицей Некрасовской. Далее шли Народный проспект, Военное шоссе и улица Снеговая, по которым с Некрасовской можно было попасть на улицу Областную. В октябре 1963 года эти улицы соединил мост через Первую речку и виадук. Областная, получившая название проспекта 100-летия Владивостока, привела к одному из красивейших районов города – Второй речке. Его первые улицы появились, когда страна отмечала 150-летие Отечественной войны 1812 года. Население микрорайона – работники трех заводов, его ровесников. Как память о первом секретаре крайкома Чернышеве – памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке на площади. Энергии и настойчивости Чернышева дальневосточная наука обязана возникновением в пригороде Владивостока Академгородка. Благодаря ему появились микрорайоны Мингородок и Бухта Тихая. Ему же горожане обязаны решением транспортных проблем. При Чернышеве появились в нашем городе фуникулер, троллейбус и электрички. По его же настоянию для жителей Первомайки железнодорожниками открыта станция мыс Чуркина. В 1962–1965 годах трамвай соединил новые микрорайоны с центром. Появились линии: Сахалинская – Вокзал, Луговая – Третья рабочая, Луговая – Мингородок. Василий Ефимович придавал большое значение высшей школе. По его предложению построенное в центре города здание гостиницы крайкома отдано под созданный по его предложению Дальневосточный педагогический институт искусств, а немного выше по склону сопки, на улице Суханова, был открыт Технологический институт бытового обслуживания. Можно много и долго перечислять, что и сколько сделал за 10 лет первый секретарь крайкома". Валентин Аникеев, профессор ДВФУ, Заслуженный строитель РФ, Почётный архитектор России, Почётный геодезист, Почётный строитель России не раз выходил с инициативой установить памятник Василию Чернышеву во Владивостоке. "Он внёс огромный вклад в развитие нашего города, будучи одним из основных инициаторов строительства Большого Владивостока. Благодаря его стараниям были приняты решения высших органов власти СССР и РСФСР о превращении Владивостока в крупный центр экономического развития Приморья и всего Дальнего Востока, оплот страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно при Василии Ефимовиче начался быстрый рост экономики, культуры и науки в крае. При его самом активном участии создавалась база стройиндустрии и мощные строительные организации во Владивостоке и в крае, позволившие сделать решительный прорыв в экономическом и социальном развитии края. Были созданы новые и получили развитие существовавшие вузы, проектировались и строились порты и заводы, объекты культуры, невиданными ранее темпами развивались морской торговый и рыбный флоты. Его стараниями во Владивостоке получила развитие академическая и прикладная наука, создавался ДВНЦ АН СССР, выросший впоследствии в ДВО РАН". В дополнение к этому стоит сказать, что добыча рыбы, лесная и горнорудная промышленность получили небывалый толчок. С начала 1960-х годов прошлого столетия создавались новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности: производственное объединение "Бор", Ярославский горно-обогатительный комбинат, Приморский горно-химический комбинат, Реттиховский угольный разрез, а также Владивостокский инструментальный завод, Артёмовский фарфоровый завод – всего более 230 производственных объектов. Была проведена реконструкция на Дальневосточном горно-металлургическом им. Ленина и Хрустальненском горно-обогатительном комбинатах. Проводилось техническое переоснащение лесной промышленности. Заметим, прирост валовой продукции промышленности в Приморье за 1960–1965 годы составил 171 %. С ростом промыслового, транспортного и рефрижераторного флота расширялись масштабы рыболовства, был начат экспедиционный промысел рыбы в океане. В 1955 по 1965 годы вылов рыбы и добыча морепродуктов увеличились в пять раз. Однако не удалось в достаточной мере наладить работу судоремонтных и береговых рыбоприёмных баз, что затрудняло развитие рыбной отрасли. В 1964 году в восточной части долины Второй речки началась подготовка к строительству двух предприятий. Дирекция будущих заводов была общая, но в конце июня 1965 года произошло разделение на "Изумруд" и "Керамику", ставшую в дальнейшем заводом "Дальприбор". Сегодня это Публичное акционерное общество (ПАО) "Дальприбор", входящее в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В. Е. Чернышёв награждён шестью орденами Ленина, орденом Суворова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Именем В. Е. Чернышёва названы улица и техникум лёгкой промышленности в Барановичах, плавучая рыбообрабатывающая база на Дальнем Востоке. Во Владивостоке и Калининграде установлены мемориальные доски в честь В. Е. Чернышёва. В 2005 году в издательской программе "Народная книга" увидел свет публицистический сборник, названный "Жизнь как легенда: воспоминания современников о В. Е. Чернышёве", ее авторами стали известные в нашем крае люди. Отдельные главы книги редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России публиковала на своих страницах. «Прогресс Приморья», № 42 (504) от 26.10.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |