Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Таёжная одиссея самолёта «Родина»

Окончание. Начало в № 39

Сегодня общественность от Москвы до самых до окраин обсуждает тему присвоения российским аэропортам имён великих соотечественников, которые жили по принципу "прежде думай о Родине, а потом о себе". В пику скептикам стоит сказать, что такие люди были, есть и, без сомнения, будут. Даже несмотря на то что в перестроечные годы нам неуклонно прививалось индивидуальное мышление. Это спустя время мы поняли, что государство сильно единством совместных действий. И перелёт трёх лётчиц из Москвы на Дальний Восток, о котором редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России подробно рассказала в предыдущих номерах, – это не только успех наших героинь, но и результат коллективных действий конструкторов, инженеров, лётных служб, спасателей, которые нашли экипаж и вывели его из тайги. Это и ремонтники, которые прямо в болоте зимой сумели починить самолёт и доставить его сначала в аэропорт Комсомольска, а затем дальше в Москву. Все задачи выполнялись в едином порыве, а то, что в небе случилось столкновение машин, – стечение обстоятельств, без чего, к сожалению, не обходятся подобного рода операции.

За весь долгий период существования отечественной авиации подобных чрезвычайных происшествий было немало. Впрочем, память о лётчиках и десантниках, погибших тогда, сохраняется до сих пор. Другое дело – восстановление полного списка участников того столкновения. Думается, спустя время имена непременно будут восстановлены поисковыми отрядами, которые в нашей стране проводят невероятно трудную, но очень благородную работу.

Впрочем, память о перелёте 38‑го года жива не только в книгах, газетных статьях, фотографиях, но и в попытках проделать тот же путь, но в современных условиях. Не всем под силу одолеть на винтовом самолёте этот путь, но экипаж Халидэ Макагоновой всё же сумел пусть не во всём, но приблизить ситуацию к реальной. Пусть посадка произошла не на болоте, а в аэропорту села им. Полины Осипенко, всё же женский экипаж сумел понять главное – перелёт прошлого века был настоящим подвигом.

Неделю жители района им. Полины Осипенко ожидали участников перелёта Москва – Дальний Восток, рискнувших повторить подвиг знаменитых Валентины Гризодубовой, Марины Расковой, Полины Осипенко. Жителям района, который до перелёта назывался Кербинским, было интересно узнать судьбу другого экипажа – Халидэ Макагоновой, Натальи Винокуровой, Ронды Майлз и Ники Митчел. Осипенковцы с волнением ожидали экипаж 5 августа. Глава района А. А. Сидоренко, и. о. заместителя главы районной администрации А. А. Ерёмин, руководители предприятий и организаций, работники местного радиовещания, краевого телевидения. Собралось немало детей и сельчан, которые желали познакомиться с экипажем, рискнувшим долететь до нашей глубинки. Впрочем, ждали очень долго: густой дым от охвативших край пожаров препятствовал полётам, по этой причине рейс задержался почти на месяц. В этот день аэропорт открыли, и самолёты садились один за другим. Соблюдая все меры предосторожности, последним приземлился небольшой самолёт М5–235. Он напоминал собой макет, какие мы видим в авиационных музеях. Следом сел хороший наш знакомый, работяга, ещё советский, АН‑2. Через время приземлялся военный борт из группы сопровождения. Встречали гостей по прежнему сценарию, с хлебом-солью, в кафе-столовой состоялся праздничный ужин. Стоит сказать, что экипаж был совместным, русско-американским. И на борту находилось не трое, а четверо женщин.

Утром, как и много лет назад, в центре села состоялось чествование лётчиц, прибывших в район. Экипаж возложил к памятнику, посвящённому перелёту 1938 года, букеты цветов, почтили минутой молчания наших героинь. Посетили гости районный музей, где бережно хранятся документы о том давнем перелёте Гризодубовой, Расковой, Осипенко. Директор музея Л. Ф. Агеичева познакомила гостей с экспозициями, посвящёнными перелёту. Почетный гражданин района, участник Великой Отечественной войны В. В. Бочкарёв, стоявший у истоков создания музея, показал летчицам письма, фотографии, книги, подаренные ему Валентиной Гризодубовой, которая приезжала в район в 1979 году. Накануне встречи женского экипажа музей получил в дар книгу воспоминаний о Марине Расковой её дочери Татьяны.

Председатель совета ветеранов районного центра много интересного рассказала о том, как следопыт Н. Максимов в те далёкие годы искал в тайге лётчиц, совершивших вынужденную посадку на болоте. Она поведала малоизвестный факт из жизни Расковой, которая в поисках "Родины" наткнулась на медведя, и, обороняясь, застрелила его из пистолета. Очевидец событий 60-летней давности Н. К. Будлянский вспоминал, как по телеграфу передали сообщение о пропавших лётчицах.

Гости пробыли в селе недолго: у американок заканчивалась виза, существовала угроза полного задымления села от наступающего из тайги пожара. По этой причине сразу после посещения музея организаторы встречи пригласили лётчиц в РДК, где местный хор ветеранов исполнил песню о лётчиках. В зале яблоку негде было упасть. Встречу открыл глава районной администрации А. А. Сидоренко. От имени сельчан он пожелал лётчицам безоблачного неба, удачи во всех добрых делах, зачитал приветственные телеграммы в адрес лётчиц, которые поступили от краевой администрации, из Москвы и других городов России.

Участницы перелёта рассказали о себе и своих планах на будущее. Ронда Майлз, профессиональный пилот, сообщила, что готовилась к полёту два года, в Сиэтле. Ники Митчелл, частный пилот, известна в области исследования полётов. Готовясь к перелёту, она много узнала о русских лётчицах Гризодубовой, Расковой, Осипенко, совершивших грандиозный беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток, и мечтала сама пролететь этим же маршрутом. Лётчицы включили перелёт в программу путешествия вокруг земного шара, в котором они участвовали с 4 июля 1988 года.

Российские лётчицы, принявшие участие в перелёте, наиболее знамениты. Ведущий пилот Х. Макагонова – абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу 1981, 1984 и 1990 годов. Её представил сельчанам президент Международного фонда авиационной безопасности В. Шелковников. Сама Макагонова рассказала: "Год назад американские лётчицы прислали письмо в клуб женщин летных специальностей "Авиатриса" о результатах исследования материалов о русских лётчицах и просьбах повторить совместный полёт. Мэр г. Москвы Ю. Лужков поддержал эту идею. Полёт прошёл хорошо. Нам всегда везло с погодой – кажется, само небо одобряет нашу мысль. Поэтому мы здесь". Наталья Винокурова – второй пилот Ту‑154, которая проживала в Магадане и налетала свыше 12 тысяч часов, сказала: "Всюду, где мы приземлялись, нас встречали с пониманием. А особенно мы благодарны за теплоту и радушие осипенковцам".

В этот же день лётчиц проводили в обратный путь. Их впечатлили необъятные просторы дальневосточной тайги, но, главное, они ощутили на себе, какой нелёгкий путь проделали в 1938 году их предшественницы, совершившие настоящий подвиг. Не будь того перелёта, вероятно, не состоялся бы и перелёт 1988 года, что тоже отчётливо поняли члены экипажа самолёта М5–235.

Без сомнения, этот перелёт тоже стал историей, и, вполне вероятно, к следующему юбилею перелёта женского экипажа самолёта "Родина" другие смелые лётчицы совершат перелёт, посвящённый подвигу наших лётчиц в далёком 38-м прошлого века.

«Прогресс Приморья», № 43 (505) от 02.11.2018 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно