Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Тернистая, но славная история

В годы Великой Отечественной вой­ны 1941–1945 годов педагогическая деятельность почти полностью свернулась, число выпускников упало до нескольких десятков по институту в целом. Немногочисленный в то время коллектив института принимал деятельное участие в помощи фронту и по выживанию самого института. Научные работники оказывали научно-консультационную помощь оборонным предприятиям и стройкам. Весь коллектив участвовал в перевалочных операциях с военными грузами во владивостокском порту, в сборе тёплой одежды для фронта, в создании общеинститутского пригородного хозяйства. Особенно отличились сотрудники и студенты ДВПИ в строительстве оборонительных рубежей города-крепости Владивосток, первыми завершив порученную им линию противотанковой обороны.

Больше достижений ДВПИ достиг в третий послевоенный период своего развития. Уже в январе 1946 года произошёл резкий скачок численности студентов на всех факультетах за счёт так называемого "зимнего приёма" абитуриентов, в основном из числа фронтовиков. Несмотря на то что их принимали без вступительных экзаменов после 4–5-летнего перерыва в учёбе, они стали наиболее успевающими студентами, а затем и лучшими выпускниками – командирами производства.

Через несколько лет институт восстановил своё звание "политехнического". Число факультетов увеличилось до семи, а количество специальностей на них – до 25. Соответственно, выросли выпуски инженеров всех профессий. Уже в 1951 году было выпущено рекордное количество инженеров (221 человек), через пять лет оно почти удвоилось (429 человек), а в 1961 году перевалило за 1 000, и с тех пор ежегодно выпускалось от 1 000 до 1 400 инженеров.

Большие сдвиги произошли и в повышении квалификации научно-педагогических и исследовательских кадров, а также в строительстве материально-технической базы института.

Попытки подготовки кадров через свою аспирантуру в ДВПИ были и раньше, ещё в начальный первый период развития института. Однако в связи с переездом всех руководителей аспирантов далеко на запад, эта аспирантура распалась, и лишь некоторые из первых аспирантов, предоставленные сами себе (Н. С. Мариненко, И. Е. Петухов, И. В. Горбачёв, М. С. Куликов и др.) написали и защитили свои диссертации на западе спустя много лет. А бывший аспирант П. И. Томских получил диплом кандидата технических наук без защиты диссертации. Кстати, именно в период его пребывания директором института (1942–1945 годы) в ДВПИ началась подготовка кандидатов наук через свою аспирантуру и целевую аспирантуру при Дальневосточном филиале АН СССР и одновременно подготовка докторов наук через докторантуру самой Академии наук.

В 1948 году была персонально разрешена тогда единственному профессору ДВПИ В. Н. Шумкину и в виде исключения – доценту А. В. Стоценко подготовка кандидатов технических наук на механическом и строительном факультетах. На последнем вскоре были приняты в аспирантуру выпускники-отличники из числа бывших фронтовиков А. А. Цвид и И. П. Костромин. Первый из них после стажёрской практики на производстве успешно выполнил и защитил диссертационную работу в учёном совете Дальневосточного филиала АН СССР и стал тем самым первым выпускником аспирантуры ДВПИ. Тогда же было объявлено о приёме в докторантуру Академии наук СССР лиц, имеющих достаточно большой задел по подготовке и защите докторской диссертации. Таковых в ДВПИ было шесть научных работников: А. И. Бусев, В. Т. Быков, И. В. Горбачёв, М. Г. Органов, И. В. Родин и А. В. Стоценко.

От редакции

Стоит сказать, что Алексей Васильевич Стоценко был не только хорошим инженером, но и прекрасным историографом Дальневосточного политехнического института им. В. В. Куйбышева. В этом смогли убедиться читатели газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, познакомившись с отрывками его большой работы о становлении и развитии высшего учебного заведения, которое не без основания называют кузницей инженерных кадров Дальнего Востока.

«Прогресс Приморья», № 43 (505) от 02.11.2018 г.

Алексей Стоценко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно