Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Далёкое и близкое Приморье

В одном из номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в материале, посвящённом 80-летию нашего края, редакция рассказала о колоссальном вкладе в развитие региона первого секретаря крайкома партии, Героя Советского Союза Василия Ефимовича Чернышёва.

Продолжая серию зарисовок о людях, руководивших в разное время Приморским краем, познакомим читателей с предшественником В. Е. Чернышёва – Н. М. Пеговым.

Николай Михайлович принял по распоряжению партии руководство Приморским краем осенью 1938 года. Формирование команды партийных и производственных управленцев в Приморье, эффективное использование имеющихся ресурсов, поиск резервов, поднятие уровня работы и, самое главное, привлечение людских ресурсов на территорию – эти вопросы остро встали перед молодым руководителем.

"Слабая заселенность края, доставшаяся нам в наследство от царской России, сковывала развитие не только сельскохозяйственного производства, но и являлась тормозом в подъеме всех других отраслей народного хозяйства (из книги Н. Пегова "Далекое-близкое"). Мы в Приморье были фактически лишены естественной для других районов страны возможности привлечения рабочей силы из деревни на строящиеся или уже действующие промышленные предприятия… Таким образом, от решения проблемы заселения во многом зависело развитие производственных сил Дальнего Востока. Решение этой проблемы имело не только экономическое, но и оборонное значение – край-то пограничный… Заселение – это не только краевая, но и государственная задача, и решать ее надо по государственному".

Правительство приняло соответствующие меры: были введены льготы для переселенцев, они обеспечивались бесплатным проездом, провозом скота и имущества, питанием и медицинским обслуживанием с места выезда до места заселения. В местах выезда с переселенца слагались все числящиеся за ним задолженности. На новом месте переселенцы на 10 лет освобождались от сельхозналога и обязательных поставок сельхозкультур. Для них бесплатно выделялись участки леса для заготовки древесины, строительства, многие совхозы сами возводили для приезжающих дома, которые через пять лет работы переходили в собственность людей. Также переселенцам предоставлялись продовольственные ссуды. Это стало хорошим толчком для увеличения роста приезжающих в Приморье. Кроме того, многочисленные кадры дала краю армия.

За несколько довоенных лет край успел многое сделать. Николай Пегов, рассказывая о предвоенной ситуации, отмечал, что "дела в крае шли хорошо". 9 июня 1941 года пленум краевого комитета партии подвел первые итоги выполнения решений XVIII Всесоюзной партийной конференции. Шахтеры досрочно выполнили пятимесячный план, перевыполнили план рыбодобытчики, ритмично работала железная дорога, выровнялись дела в лесной промышленности.

Хороший, уверенный старт – так характеризовал ситуацию Николай Пегов. Война все меняет. Перед Приморьем поставили отдельную задачу: сделать все возможное как для оказания помощи действующим фронтам, так и для подготовки отпора нависшему вторжению японских войск, не дав при этом Японии ни малейшего повода для вступления в войну. На границе ежедневно совершались вооруженные провокации, включая обстрелы, японские военные корабли топили суда Дальневосточного морского пароходства. Край оказался на положении невоюющего фронта…

…После войны краю, как и стране в целом, предстояло восстанавливать, нагонять отнятое войной время. Уже в августе 1945 года Приморье начало подготовку предложений к четвертому пятилетнему плану развития народного хозяйства. В первую очередь речь шла о таких отраслях, как металлургия, энергетика, топливная, рыбная и лесная промышленность, судостроение, сельское хозяйство. В итоге главными ориентирами для края стали комплексное развитие народного хозяйства, производство на месте всего необходимого, отказ от нерациональных, дорогостоящих перевозок – все это определяло главную, магистральную задачу Приморья в четвертой пятилетке. "…Поменьше звонких и пустых фраз о величии и значимости пятилетки, больше живого дела; поменьше разглагольствований о высоком трудовом подъеме масс и больше умелого использования этого подъема для успешного решения заданий пятилетки", – призывал крайком парторганизацию Приморья.

"… Около 35 лет прошло с тех пор, как я уехал из Приморья. Неузнаваемо изменился облик этого близкого моему сердца края… Я внимательно слежу за достижениями Приморья и приморцев. Говорят, что у каждого человека есть свои привязанности. У одного это деревушка, где прошло его детство, у другого – город, где начиналась его трудовая биография, у третьего… Для меня Приморье больше, чем привязанность. Этот жемчужный край, с замечательными людьми которого я делил радости и лишения сложного, трудного периода становления и утверждения могущества нашего социалистического Отечества, не просто часть моей жизни", – Николай Пегов всегда считал свой приморский период самым важным на жизненном пути. 

Скончался Николай Михайлович на 86-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Был награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны первой и второй степеней, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями. 13 марта 1954 года Н. М. Пеговым был подписан Указ ПВС СССР о создании Комитета государственной безопасности, сегодня – Федеральная служба безопасности РФ.

«Прогресс Приморья», № 45 (507) от 16.11.2018 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно