Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Дед, отец, сын

. Автор - фото из архива редакции

Автор фото — фото из архива редакции

Уходящий год богат на важные исторические события. 11 ноября мировая общественность отметила 100-летие окончания Первой мировой войны 1914–1918 годов. Европейские государства, которые участвовали в этом побоище, свято чтут погибших на полях сражений, забывая о вкладе российской императорской армии, которая, выполняя свои союзнические обязательства, билась, например, под Верденом, не щадя живота своего, но путь на Париж неприятелю закрыла.

Таких примеров немало. Впрочем, история Первой мировой практически не изучена историками. Её печальные итоги – это не только миллионы погибших, но и развал огромных империй, включая и необъятную Россию. Первая мировая, без сомнения, прошлась практически по каждой российской семье невосполнимыми человеческими потерями, как на полях сражений, так и в период двух революций, и особенно – в период Гражданской войны 1918–1922 годов. И поразительно то, что бывшие союзники, стоявшие в одном строю с русскими солдатами в мировой войне, в одночасье в период Гражданской войны в России принялись кроить её на части: англичане оккупировали промышленные нефтяные районы в Средней Азии, американцы высадили десант в Мурманске, была развёрнута масштабная японская интервенция на Дальнем Востоке. Под благовидным предлогом восстановления прежнего монархического строя англичане, американцы, японцы и, перефразируя пролетарского поэта, разные прочие шведы, до 1925 года хозяйничали на территории истерзанной России. Итог известен – все они были изгнаны вставшей на защиту Отечества народной армией.

С той поры, как поётся в песне, "броня крепка и танки наши быстры". То, что народ и армия в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов победили – вполне логично: иностранных непрошенных гостей мы не любим, а на вооружённое вторжение ответили адекватно – ударами своего оружия. С той поры, за исключением некоторого застоя прежних лет, Вооружённые Силы России являют собой могучую, непреодолимую силу. И создание ракет различных категорий дальности – вынужденная защитная мера.

Вспомним, после окончания Второй мировой войны наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции снова затеяли опасную гонку вооружений против нашего государства. Неслучайно 18 октября 1947 года в СССР был произведён успешный пуск первой баллистической ракеты Р‑1. Спустя три года не менее успешно прошли испытания более совершенной ракеты Р‑2. В дальнейшем появились улучшенные противокорабельные ракеты П‑15, которые изготавливались на Дальнем Востоке – в городе Арсеньеве на авиационном заводе "Прогресс". Сегодня об этом напоминают экспонаты музея предприятия. Первым, кто сумел "продавить" этот непростой заказ в высших эшелонах власти, был Николай Сергеевич Леонов.

16 января 2018 Николаю Сергеевичу Леонову исполнилось бы 105 лет. Материл, предложенный редакцией нашей газеты, посвящён человеку уникальной судьбы. Дело в том, что всю свою сознательную жизнь Николай Сергеевич отдал машиностроению. Более того, по его стопам пошёл сын – Евгений Николаевич Леонов, отдавший заводу "Варяг", входящему в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, более 25 лет. Однако на этом преемственность семьи Леоновых не прерывается: уходя с поста генерального директора "Варяга", Евгений Леонов передал штурвал своему сыну – Александру Евгеньевичу Леонову. И на 45-летии со дня основания предприятия, торжества по случаю которого состоялись в Андреевском зале Дома офицеров флота (ДОФ) во Владивостоке, новоиспечённый гендиректор стоял на сцене в качестве ведущего, а его отец сидел в зале вместе с теми, кто честно и добросовестно трудится под его руководством на славном заводе "Варяг", сегодня это Публичное акционерное общество.

И всё же в год юбилея предприятия, которое в полном смысле выросло на пустыре у подножия сопок, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России отдаёт предпочтение Николаю Сергеевичу Леонову, благодаря которому и состоялась эта уникальная династия. О нём наш рассказ.

От гражданского планера до крылатой ракеты

В двух словах рассказать о том, как Николай Леонов пришёл в машиностроение, – не то что сложно, просто невозможно. Он, будучи человеком творческим, глубоко мыслящим и умеющим доказывать свою точку зрения начальникам любого ранга, достоин не просто короткого упоминания о нём. Интересно то, что Николай Леонов начинал свой трудовой путь не во Владивостоке, и тем более не на "Варяге", которого в 50-е годы прошлого века, как говорится, и в проектах не было, начинал он на "Прогрессе", авиастроительном заводе. Сегодня – ПАО ААК "ПРОГРЕСС", лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Тогда, в 1958 году, ситуация по загрузке мощностей предприятия на Арсеньевском машиностроительном заводе была такой. "Прогресс", освоив производство авиационной техники – планер "Приморец" и учебно-тренировочный самолет Як‑18А, выпускал названную продукцию серийно. В соседних цехах заводчане изготавливали товары народного потребления: кровати, мебель, в ближайшее время планировался выпуск стиральных машин. Выпуск товаров народного потребления был обусловлен пониманием того, что ограничиваться лишь выпуском спортивного самолёта было бы недальновидно, по этой причине приходилось загружать производственные мощности товарами повседневного спроса.

Сложность положения была в том, что возник определённый вакуум – заказов на производство "Прогрессом" объёмной техники от разработчиков не поступало, несмотря на то что заводчанам было под силу выпускать продукции в несколько раз больше. Впрочем, в руководстве шла настоящая полемика: одни были уверены, что коллектив завода мог бы взять на себя производство наиболее сложной техники, нежели спортивных самолетов, другие высказывали опасение, что при переходе на выпуск более сложной техники создастся проблема, связанная с переводом на новые рельсы, перестройкой основных мощностей и реконструкцией предприятия.

Понимал это и тогдашний директор "Прогресса" Николай Сергеевич Новиков, почему и всячески оберегал завод от реконструкции. Под его руководством завод работал без сбоев, и, как, вероятно, считал директор, руководивший коллективом весь военный период, что-то перестраивать резона не было. Однако страна поднималась после Победы, и довольно быстро, было ясно, что наступает новое время, где сама жизнь требует других решений. Именно в это время главный инженер завода "Прогресс" Николай Сергеевич Леонов не только поднял вопрос о реформировании предприятия, но и заручился поддержкой коллег. Однако директор, который ратовал за стабильность, стоял на своём.

Гордиев узел удалось разрубить благодаря краевым партийным органам. Первый секретарь крайкома Терентий Фомич Штыков лично посетил "Прогресс", где выслушал мнение конфликтующих сторон и неожиданно принял сторону главного инженера. Более того, вскоре он вместе с Николаем Леоновым полетел в Москву в Государственный комитет по авиационной технике, где и была изложена позиция Леонова. Приморцев встретил Председатель ГКАТ Петр Васильевич Дементьев, который хорошо знал позицию директора завода Новикова, тем не менее он внимательно выслушал прибывших. По свидетельству современников, вот о чём говорили в кабине председателя.

Дементьев: – Есть сложная техника, которую мы собираемся внедрить на одном из наших заводов…

Штыков: – Вот и хорошо! Передадим ее заводу Новикова!

Дементьев, обращаясь к Штыкову: – Ты не спеши с предложениями! Дело в том, что это новая техника главного конструктора Березняка основана на электронике, а на заводе товарища Новикова нет ни одного специалиста по электротехнике!

Штыков, обращаясь к Леонову: 

– Что будем делать?

Леонов: – Технику надо брать, а что касается специалистов, то будем их учить!

Дементьев: – Хорошо, бери эту технику, но если завалишь – ты за срыв плана сдачи изделия будешь отвечать своей собственной головой!

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 45 (507) от 16.11.2018 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно