Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Орден «Знак Почёта» поможет установить имя военного лётчика

Участники Поискового объединения "АвиаПоиск" Приморского регионального отделения "Поискового движения России" совместно с жителями села имени Полины Осипенко провели полевые работы на месте катастрофы бомбардировщика ТБ‑3 в Хабаровском крае.

Здесь, в пойме реки Амгунь, на удалении более 120 километров от райцентра, в октябре 1938 года столкнулись в воздухе два самолёта – тяжёлый бомбардировщик ТБ‑3РН, на борту которого находилось около 15 человек, в том числе и командир корабля, командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии комдив Яков Васильевич Сорокин, и транспортник Douglas DC‑3, на борту которого находились журналисты и Герой Советского Союза Александр Бряндинский, ранее совершивший беспосадочный перелёт Москва – Владивосток. В результате столкновения самолёты упали в тайгу на расстоянии 320 метров друг от друга и загорелись. О той авиакатастрофе подробно рассказывала на своих страницах газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в предыдущих номерах. Коротко вспомним те события. Восемь дней продолжались поиски пропавших летчиц, которые долго не давали результата. Наконец, 3 октября в 13 часов 30 минут летчик гражданской авиации Михаил Сахаров заметил на земле самолет и двух человек. Он немедленно радировал об этом в Комсомольск-на-Амуре. Оттуда доложили в Хабаровск. Спешно вылетевшие на рассвете к "Родине" самолеты ТБ‑3 и "Дуглас", с начальством, журналистами и десантниками на борту, столкнулись в воздухе. С парашютами успели выпрыгнуть четверо. По неподтверждённым данным, погибли 17 человек. Позже на марь рядом с "Родиной" сумел сесть У‑2. Как вспоминали старожилы, "коронным номером" этого дня стал "самостийный" полет к героиням учебного У‑2 Комсомольского авиазавода: пилот умудрился сесть на марь рядом с "Родиной" с цветами и шампанским.

Сегодня всем ясно, что экипажи не вернувшихся на базу самолётов погибли при выполнении задач по спасению женского экипажа самолёта "Родина", совершившего вынужденную посадку в районе села Дуки. Яков Сорокин должен был выбрать площадку для десантирования спасателей, но в результате ошибки пилотов "Дугласа" погиб и он, и большое количество людей.

Точку ставить рано…

Забегая вперёд, скажем, что результаты превзошли ожидания поисковиков. За три дня полевых работ на месте гибели одного только ТБ‑3 были найдены и собраны 204 фрагмента останков экипажа, а также огромное количество пряжек от парашютных систем общим количеством на 11 человек, пуговицы, лётные очки, наушники шлемофонов, штурманское оборудование, набор гаечных ключей и, самое главное, советский орден "Знак Почёта".

"Орден лежал вместе с останками одного из членов экипажа, которого мы подняли в районе расположения носовой части бомбардировщика, – рассказывает поисковик Игорь Тетерин. – По предварительной информации о награждениях, такой орден был у командующего ВВС 2-й ОКА Якова Васильевича Сорокина. Если информация, что в экипаже был только один обладатель этой награды, подтвердится, значит, останки знаменитого лётчика не были захоронены в Комсомольске-на-Амуре, как считалось раньше".

Поисковики говорят, что ставить точку в трагедии двух экипажей пока рано, но уже можно закрыть вопрос с поисковыми работами на ТБ‑3. На месте падения "Дугласа" "АвиаПоиск" предполагает провести работы в следующем году.

Стоит сказать, что поискам предшествовала планомерная подготовка. "Мы снабдили поисковиков фото— и видеоматериалами, координатами места, где произошла эта трагедия, дали возможность остановиться, выделили лодки, чтобы они смогли попасть к месту катастрофы прошлого, – рассказал в интервью журналистам заместитель главы администрации района им. Полины Осипенко Юрий Яковченко. – Я посещал это место, где совершил вынужденную посадку самолёт "Родина", уже раз пять или семь, ещё с комсомольских времён. Мы тогда ещё не знали, что там разбившиеся самолёты лежат. Тогда вся информация об этой авиакатастрофе была засекречена. После 1991 года архивы были открыты. Работали там общественники – активисты с комсомольского авиазавода. Какие-то останки они даже захоронили. Жители села поставили на месте крушения памятный крест с табличкой. Но такие масштабные поисковые работы там прошли впервые".

Известно, что командир бомбардировщика ТБ‑3РН, командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии комдив Яков Васильевич Сорокин должен был выбрать с воздуха удобную площадку для десантирования участников спасательной операции.

"Нашей задачей было поставить точку в трагедии 1938 года. В открытых источниках нет чёткой информации о захоронении погибших членов экипажей самолётов, только разноречивые слухи, – говорит командир поискового объединения "АвиаПоиск" Ярослав Ливанский. – Для этого мы распланировали маршрут так, чтобы поработать на местах падения и подтвердить или опровергнуть факт захоронения в Комсомольске-на-Амуре всех погибших. Получается, что далеко не всех. Сейчас останки мы доставили в Комсомольск, готовим бумаги по эксгумации. Пока решаем вопрос, кому именно передать останки под рос­пись для последующего захоронения".

Большую помощь в организации экспедиции на месте гибели ТБ‑3 оказало Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края в лице Сергея Ивашкина и Андрея Шевелёва, администрация села имени Полины Осипенко в лице Юрия Яковченко, а также местные жители Игорь Иконников, Николай Маципура и Игорь Лоскутников.

Работа в рамках реализации проектов "Навечно в небе" ПО "АвиаПоиск" и "Небо Родины" "Поискового движения России" проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 46 (508) от 23.11.2018 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно