|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Небо, Миль, вертолётПродолжение. Начало в № 32 22 ноября – День рождения Михаила Леонтьевича Миля. Он по праву считается гением отечественного вертолётостроения, который жил, чтобы работать, а не работал, чтобы жить. Забегая вперёд, скажем: ему удалось достичь больших высот во всех смыслах, но конструктор никогда не возносил своё имя, он делал то, что требовалось в данное время – проще говоря, то, в чём нуждалась страна. Во время Великой Отечественной войны это были боевые самолёты. Отодвинув на второй план свою любимую тему о геликоптерах и автожирах, Михаил Леонтьевич серьёзно занялся безопасностью самолётов. Ему удалось не только придумать компенсатор, о котором редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказала в одном из номеров, но и лично участвовать в испытаниях изобретения. Более того, вскоре главному инженеру Авиации дальнего действия Виктор Георгиевич Балашов дал приказ о том, чтобы компенсатор установили на все самолёты. Даже самые тяжёлые машины были оборудованы ими. Это, на первый взгляд, простое, но нужное усовершенствование значительно улучшило качество и безопасность полётов. Теперь падение машин во время пикирования (пикирование – фигурный полёт носом вниз по вертикальной линии на самолёте. – Ред.) стало более управляемым. За помощь, оказанную военной авиации (установка пружинного разгрузочного компенсатора на бомбардировщик Ил‑4 и штурмовик Ил‑2), Авиация дальнего действия представила Миля к ордену Красной Звезды. Это был его первый орден, которым он очень дорожил. Посчитав свою задачу в Билимбае выполненной, Миль с семьёй вернулся в ЦАГИ, однако их квартира оказалась занятой. Выход из затруднительного положения нашли, прямо на заводе руководство ЦАГИ выделило семье Милей комнату. Как признавалась Пана, размер комнаты не превышал семи метров, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Долго в таких условия жить не пришлось, было решено перебраться в подмосковный город Жуковский. Там они получили двухкомнатную квартиру, и жить стало проще, но не легче: продолжалась война. Именно в Жуковском у Милей появились ещё две дочери, детей стало трое: Таня, Надя, Леночка. В 1943 году Михаил Леонтьевич вернулся в свой родной институт, но работу над темой винтокрылых машин ему снова пришлось отодвинуть на неопределённый срок: фронту требовались сильные, высокоустойчивые самолёты. До самой Победы 1945 года Миль публиковал работы именно о самолётах. Это были статьи: "Улучшение управляемости самолёта и его продольной устойчивости со свободным рулём высоты", "Критерии управляемости". Последняя работа, в которой он обобщил все накопленные знания, переросла в кандидатскую диссертацию, которую Миль успешно защитил в том же году. В ней Михаил Леонтьевич решал вопросы устойчивости и управляемости автожиров и геликоптеров. За плодотворную работу в ЦАГИ Миль был награждён орденом Отечественной войны II степени Приказом по Центральному аэродинамическому институту им. профессора Н. Е. Жуковского № 333, пос. Стаханово, 15 ноября 1944 года. Знаменательным стало то, что приказ появился накануне дня рождения М. Л. Миля. 21 ноября ему исполнилось 35 лет. В сущности, молодой человек. О награждении другим орденом – Красной Звезды – было напечатано сообщение в газете ЦАГИ: "В течение года в 1-й лаборатории группой кандидата технических наук т. М. Л. Миля была проведена работа по улучшению боевых качеств самолёта Авиации дальнего действия. Спроектированный и построенный группой агрегат был испытан в боевых частях, принят для серийной постройки на вновь выпускаемых самолётах, изготовлен в массовых количествах для установки на все ранее выпущенные самолёты этого типа. Инженер Л. Н. Миль Указом Президиума Верховного Совета награждён орденом Красной Звезды. Отмечая работу научной группы № 12, приказываю: За плодотворную работу по повышению безопасности и улучшению лётных свойств боевых самолётов объявить благодарность и премировать: Миля М. Л., нач. группы, – месячным окладом; Ярошенко В. Н., зам. нач., – месячным окладом; Морозова И. Ф., инженера, – трёхнедельным окладом; Грицуника П. П., механика, – двухнедельным окладом; Волкова, констр., – двухнедельным окладом; Масеева С.Б, инженера, – двухнедельным окладом. П/п. Начальник ЦАГИ (С. Н. Пышнов)". И это были не последние поощрения и награждения. За свою деятельность в период Великой Отечественной войны Миль был награждён пятью правительственными наградами. В 1944 году его признали лучшим научным сотрудником года в ЦАГИ. О своём ордене Миль говорил: "А за что я получил это орден, даже моя семья не знает. Я в войну придумал такое устройство, которое выводило пикирующий бомбардировщик Ил‑4 из пикирования". Лётчики при пикировании испытывали перегрузки, теряли сознание, а это устройство выводило самолёт из пике даже без воли лётчика". Не тогда ли появилось профессиональное выражение "лететь на автопилоте"?.. Милю пришлось пройти многое, чтобы вернуться к своим автожирам и геликоптерам. Так он и работал, разрываясь между усовершенствованием отдельных деталей самолёта и будущим своим детищем – вертолётом, который позже покорит весь мир под маркой "Ми". Ещё в 1943 году завод по выпуску автожиров был расформирован. Вернувшись в родной институт, Михаил Леонтьевич столкнулся с новой проблемой – разработки автожиров и геликоптеров были закрыты. Тут ему поступило предложение от одного из руководителей, профессора Ивана Васильевича Острославского о создании в самолётном отделе первой лаборатории института научной группы управляемости и маневренности самолёта. В институте будние дни Миля были очень насыщенными: он не только работал над маневренностью самолётов, но довольно часто встречался с асами в вопросах аэродинамики, видными учёными. Обменивался знаниями и опытом, вступал в споры, которые заканчивались по-разному, но, как говорится, именно в спорах рождалась истина. Главным правилом для Миля было такое убеждение: "Не вступай в полемику, если твоих знаний в данном вопросе недостаточно". Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 46 (508) от 23.11.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |