Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Дед, отец, сын

. Автор - фото из архива редакции

Автор фото — фото из архива редакции

Продолжение. Начало в № 45

19 ноября в нашей стране отметили профессиональный праздник – День Ракетных войск и артиллерии Российской Федерации – в ознаменование заслуг артиллерии в разгроме гитлеровцев под Сталинградом, обеспечившей контрнаступление Красной Армии 19 ноября 1942 года.

Отмечается День Ракетных вой­ск и артиллерии на основании Указа ПВС СССР от 1 ноября 1988 года и существует с момента официального возникновения Вооружённых Сил. Безусловно, этот род войск важен для нашей армии, а значит, должен быть честь по чести отмечен как официально учреждённый праздник. Только раз в году этим воинам выпадает случай обратить на себя внимание всей страны. Для этого они устраивают показательные учения, стрельбы и парады. Сегодня ракетные войска и артиллерия – гордость российской армии и флота, важнейшая часть системы национальной обороны, одна из самых технологичных её сфер. На страже стратегической безопасности страны – надёжные защитники.

Таким защитником был и Николай Сергеевич Леонов, когда задумал открыть производство противокорабельных ракет на заводе "Прогресс", который сегодня является лидирующим предприятием Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Тогда ракету условно называли "изделием". Дементьев говорил именно о таком изделии, в то время его разработкой занималось конструкторское бюро Александра Яковлевича Березняка. Это была новейшая противокорабельная крылатая ракета морского базирования П‑15. 

Даже неспециалисту понятно, что конструкция ракеты ни в какое сравнение не шла с конструкцией простого учебного самолёта. Стоит отметить ту дерзость, которую Николай Леонов позволил себе тогда, в 1958 году, – впрочем, граничащую с большим риском. Этот факт подтвердил много позже сам Николай Леонов: настаивая на этом заказе, он и сам до конца не понимал, с чем ему придется столкнуться. Но, как поётся в песне, смелость города берёт. 

Итогом отважного поступка главного инженера стало то, что машиностроительный завод "Прогресс" получил заказ на изготовление крылатых ракет. Это способствовало переходу предприятия на новые технологии и освоению иных профессий. Именно прогрессивный подход к делу позволил заводу сделать широкий шаг вперёд, значительно опередив конкурентов других регионов страны, которые продолжали работать по старым лекалам. Опыт выпуска крылатой ракеты П‑15 (изделие 4К‑40) стал тем рубежом, который позволил значительно увеличить штат, расширить полезные площади и в дальнейшем перейти к изготовлению самолетов и вертолетов любой сложности. Так здесь серийно были собраны винтокрылые машины марки "Ми" разных модификаций, а в новом столетии арсеньевским Ка‑52 нет аналогов ни в одной стране мира.

Однако вернёмся в 50-е годы прошлого столетия. Когда, как говорится, "добро" было получено, Дементьев познакомил Николая Леонова с главным конструктором крылатых ракет, Александром Яковлевичем Березняком, который назвал сроком выпуска головной серии новой продукции 1959 год. Было ясно, что времени на освоение ракеты остаётся в обрез. Леонова такое положение дел озадачило, он объяснил Березняку то, что завод не располагает специалистами по электротехнике, и, подумав, заколебался, выразил сомнение в способности предприятия освоить производство ракет. Но Дементьев уже принял решение и распорядился: "Готовьте совместный приказ об организации серийного производства этого изделия именно на заводе "Прогресс". Затем гостей из Приморского края повезли в Дубну, где базировалось конструкторское бюро Березняка. Когда Леонов своими глазами увидел крылатую ракету, он сразу понял, что дело, которое он затеял, простым не назовёшь. Николаю Сергеевичу продемонстрировали конструкцию ракеты, познакомили с особенностями новых технологических процессов. Пожалуй, наиболее сложным был процесс отработки изделия под током – такое могли сделать лишь электроники высокой квалификации. Леонов побывал на испытательном полигоне в Феодосии, где крылатые ракеты легко поражали надводные цели. Таким образом, Николай Сергеевич не только увидел процесс изготовления ракеты, но стал непосредственным участником заключительного этапа контрольных испытаний изделий 4К‑40.

Газета "Прогресс Приморья" в год 100-летия со дня рождения Николая Сергеевича Леонова, рассказывая о вкладе нашего земляка в укрепление обороноспособности страны, приводила факты биографии этого неординарного человека. Напомним их. Николай Сергеевич Леонов родился 16 января 1913 года в Санкт-Петербурге. Свою трудовую деятельность он начал рабочим на заводе в городе Смела Украинской ССР. После переезда в 1930 году в Москву работал слесарем, а в 1934 году поступил на рабочий факультет (рабфак) Московского авиационного института. Последние годы учебы Николай Сергеевич совмещал с работой в опытно-конструкторском бюро Ивана Павловича Братухина, в котором создавались первые советские вертолеты. Сам Леонов был ведущим конструктором по проектированию вертолета "Омега‑2". После защиты дипломной работы, по распределению Николай Леонов убыл на Дальний Восток – на авиационный завод № 116 в селе Семеновка Уссурийской области. Сегодня это ПАО ААК "ПРОГРЕСС", лидирующее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Как вспоминал сам Николай Сергеевич, дорога из Москвы в Семёновку заняла 12 суток. Встретили хорошо, тут же выделили жилье на втором участке (ныне – проспект Горького) и авансировали деньгами. Приняли на работу старшим конструктором в отдел № 13.

В это время строительство завода находилось в завершающей фазе, главный сборочный корпус еще только достраивался. Тем не менее предприятие уже занималось ремонтом бомбардировщиков типа СБ и ДБ конструкции Сергея Владимировича Ильюшина и истребителей И‑153 и И‑16 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. А по соответствующему постановлению Правительства, завод № 116 приступил к подготовке производства учебно-тренировочных самолетов типа УТ‑2 конструкции Александра Сергеевича Яковлева. Подготовленных инженерно-технических работников на заводе было крайне мало, авиационных инженеров не было вообще. Директор завода, Николай Сергеевич Новиков, по мнению Леонова, неплохо разбирался в вопросах экономики, строительства, однако испытывал неуверенность в решении технических вопросов. Как показало время, как директор строительства Николай Сергеевич был на своем месте, но как директору авиазавода ему не хватало технического кругозора. В период освоения крылатых ракет в конце пятидесятых годов эта недоработка сказалась. Главным инженером в то время был Николай Васильевич Весенко, имевший образование инженера-механика по холодной обработке материалов. До прибытия на завод № 116 Весенко успел поработать на авиационных предприятиях в западной части страны, где получил хороший производственный и управленческий опыт. Леонов всегда отзывался о нём как о грамотном специалисте, обладающем уникальными организаторскими способностями. Он внёс весомый вклад в становление самого Леонова как высококлассного специалиста и впоследствии – главного инженера "Прогресса".

Вставай, страна огромная…

По воспоминаниям Леонова, в начале войны никто не верил, что она затянется так надолго, и будут такие тяжелые для страны последствия. Всем казалось, что еще чуть-чуть – и Красная Армия сломит врага и перенесет боевые действия на вражескую территорию. Однако проходили месяцы, а картина становилась все более безрадостной. Тем не менее, несмотря на такой оптимизм, завод начал перестраиваться на военный лад – ремонт боевых самолетов был полностью прекращен в пользу строительства учебных машин УТ‑2, так как завод № 116 оказался единственным в стране заводом, способным большой серией выпускать учебные самолеты.

Строители начали форсировать возведение сборочного корпуса. Завод перешел на двусменную работу по 11 часов в сутки. В действительности, как вспоминал Николай Сергеевич, мало кто уходил домой – люди работали значительно больше. Многие начальники цехов буквально жили в своих кабинетах.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 46 (508) от 23.11.2018 г.

Клим Углов (при подготовке статьи использованы фрагменты очерка «К вековому юбилею Николая Леонова»)

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно